ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ-предметниками ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ,
СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Содержание
1. Взаимодействие
с преподавателями-предметниками образовательных учреждений
2. Взаимодействие
с должностными лицами военных комиссариатов
3. Взаимодействие
с должностными лицами воинских частей и военных образовательных учреждений
профессионального образования
4. Взаимодействие
с государственными и общественными структурами, средствами массовой
информации
Действенной
формой организации военно-профессиональной ориентации учащихся является
привлечение к ней преподавателей-предметников образовательных учреждений,
должностных лиц военных комиссариатов, воинских частей, военных образовательных
учреждений профессионального образования, государственных и общественных
структур, средств массовой информации.
Преподаватели,
ведущие подготовку по основам военной службы, должны выступать инициаторами
такого сотрудничества. Руководителям образовательных учреждений следует взять на
себя планирующие и контрольные функции по организации
взаимодействия.
Целью
взаимодействия является привлечение и использование имеющегося местного
организационного, интеллектуального, военно-профессионального, морального,
материально-технического потенциала в интересах решения военно-ориентационных
проблем в образовательных учреждениях.
Задачами
взаимодействия являются:
1.
1.
выявление
субъектов ориентации и возможностей их воздействия на сознание и чувства
учащихся;
2.
2.
подготовка
предложений, согласование и проведение совместных
мероприятий;
3.
3.
создание
при образовательном учреждении общественной структуры (группы, секции) граждан,
пребывающих в запасе, для пропаганды военной службы, классов сходных воинских
должностей, специальностей, военных профессий;
4.
4.
постановка
на родительских собраниях вопросов ориентирования учащихся на овладение основами
военной службы, поступление в военные образовательные учреждения
профессионального образования.
1.
Взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательных
учреждений
При
проведении военно-профессиональной ориентации учащихся преподаватели, ведущие
подготовку по основам военной службы, должны, взаимодействуя с
преподавателями-предметниками образовательного учреждения:
инициировать постановку
и обсуждение на педсоветах вопросов о связи учебных предметов с подготовкой к
военной службе, о связи таких образовательных областей, как Естествознание,
Математика, Физика, Технология с воинской деятельностью на воинских
должностях соответствующих классов основных сходных воинских должностей, о связи
преподавания гуманитарных предметов с военно-патриотическим
воспитанием;
организовывать
выступления перед преподавателями-предметниками офицеров, мастеров военного
дела, классных специалистов воинских частей, военных комиссариатов, офицеров
преподавательского состава военных образовательных учреждений профессионального
образования;
информировать
преподавателей-предметников о темах подготовки по Основам военной службы в
предстоящей учебной четверти, осуществлять возможное согласование и
взаимодействие преподавания по содержанию и по времени;
обобщать и
распространять положительный опыт связи учебных предметов с
военно-профессиональной ориентацией;
инициировать моральное
стимулирование преподавателей-предметников за участие в мероприятиях по
военно-профессиональной ориентации учащихся.
В
первую очередь необходимо сотрудничество с преподавателями таких учебных
дисциплин, как История, Обществознание, География, Литература,
Технология, факультатива Твоя профессия.
Преподаватели,
ведущие подготовку по основам военной службы, должны организовать тесное
взаимодействие с педагогамиорганизаторами и классными руководителями, оказывать
им помощь и содействие в представлении
руководству образовательного учреждения характеризующих данных на обучающихся
граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. При этом они
должны информировать руководителей и остальных преподавателей образовательных
учреждений о порядке предоставления этих данных, предоставлять информацию
классным руководителям на учащихся, подлежащих первоначальной постановке на
воинский учет, с целью повышения объективности содержания характеризующих
документов.
Потребность в
представлении сведений обусловлена необходимостью изучения этих граждан для
определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, а
также вида и рода Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и
органов, в которых они будут проходить военную службу при призыве на
нее.
При
взаимодействии с преподавателями предметниками следует активно распространять
сведения об информационно-справочной системе, размещенной на странице
Пресс-службы Минобороны России в глобальной информационной сети Интернет
(электронный адрес: www.duty.mil.ru), чтобы они, в свою
очередь, доводили информацию об этом до учащихся. Данная
информационно-справочная система предназначена для предоставления пользователям
глобальной информационной сети Интернет информации о военной службе в
Вооруженных Силах Российской Федерации, видах (родах войск) Вооруженных Сил, 240
воинских должностях и 328 родственных гражданских профессиях рабочих и
должностях служащих, правовых основах военной службы. Сведения подобраны и
сгруппированы таким образом, что позволяют проследить аналогии между
гражданскими и родственными им военными специальностями и
наоборот.
В первую очередь
(помимо индивидуальных пользователей), данную страницу (www.duty.mil.ru)
целесообразно рекомендовать преподавателям Основ информатики и
вычислительной техники в качестве объекта изучения. Этим достигается усвоение
учащимися знаний и навыков в рамках образовательной программы с одновременным
получением ими информации о военной службе. Работа в этом сайте выгодна,
вследствие его некоммерческого характера, весьма значительного информационного
объема, удобного пользовательского интерфейса и возможностей одновременного
учета интересов образовательных учреждений и Вооруженных
Сил.
2.
Взаимодействие с должностными лицами военных комиссариатов
Военные
комиссариаты как территориальные органы Министерства обороны Российской
Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения,
автономной области и автономных округах, а также в районах, городах без
районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных)
образованьях выполняют функцию связующего звена между гражданским обществом и
Вооруженными Силами.
Сотрудничество
в вопросах военно-профессиональной ориентации граждан преподавателей, ведущих
подготовку по основам военной службы, образовательных учреждений и должностных
лиц военных комиссариатов предполагает, прежде всего, знание ими обязанностей и
возможностей друг друга.
Преподаватели,
ведущие подготовку по основам военной службы, должны обладать сведениями о том,
что в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 15 октября
организация и
проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих
первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную
службу;
содействие и оказание
практической помощи образовательным учреждениям, общественным объединениям в
проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной
службе;
участие в
военно-патриотическом воспитании населения.
Преподаватели, ведущие
подготовку по основам военной службы, должны учитывать, что в соответствии с
Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской
Федерации от 26 января
Начальником нештатной
группы профотбора военного комиссариата является специалист по профессиональному
психологическому отбору.
На должностных лиц
военного комиссариата, входящих в состав нештатной группы профотбора, возложены
следующие обязанности по военно-профессиональной ориентации учащейся
молодежи.
Должностное лицо
военного комиссариата, ответственное за подготовку граждан к военной службе,
проводит консультирования преподавателей, ведущих подготовку по основам военной
службы, психологов, классных руководителей, руководителей учебных групп
образовательных учреждений по вопросам военно-профессиональной ориентации
учащейся молодежи; разъясняет им порядок и правила подготовки и представления
характеризующих данных на граждан, подлежащих первоначальной постановке на
воинский учет.
Должностное лицо
военного комиссариата, на которое возложены обязанности по отбору граждан для
поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования,
проводит военно-профессиональную ориентацию граждан на обучение в военных
образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим
специальностям, ведет учет военно-патриотических молодежных и детских
объединений, подготовка в которых дает гражданам преимущественное право на
зачисление их в военные образовательные учреждения профессионального
образования.
Должностное лицо
военного комиссариата, на которое возложены обязанности по отбору граждан для
подготовки в общественных объединениях, осуществляющих подготовку по
военно-учетным специальностям, проводит военно-профессиональную ориентацию
граждан на овладение военно-учетными специальностями, ведет учет военно-учетных
специальностей и специальностей, родственных воинским должностям
(специальностям), по которым осуществляется подготовка в общественных
объединениях и образовательных учреждениях профессионального начального и
среднего профессионального образования.
Деятельность
должностных лиц военных комиссариатов по основным направлениям
военно-профессиональной ориентации предполагает также решение и следующих
дополнительных задач:
непосредственное
участие в работе по военно-профессиональной ориентации учащихся в
образовательных учреждениях;
организация посещений
гражданской молодежью воинских частей и военных образовательных учреждений
профессионального образования для ознакомления с учебно-боевой подготовкой,
условиями жизни и быта военнослужащих;
оказание помощи
образовательным учреждениям в организации и проведении встреч с ветеранами
Вооруженных Сил, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и
контракту.
обеспечение
преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, информацией о мире
военных профессий, воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами,
сержантами и старшинами, требованиях предъявляемых к человеку различными
военными профессиями, воинскими должностями, сведениями о военной службе в видах
и родах войск Вооруженных Сил;
работа с
преподавателями по заблаговременному выявлению учащихся, предрасположенных к
алкоголизму, наркомании, суицидам (наблюдение, использование мнения классных
руководителей, преподавателей-предметников, общение с родителями, врачами,
психологами образовательных учреждений) и представлению в военный комиссариат
объективных характеристик на юношей.
Преподавателю,
ведущему подготовку по основам военной службы, необходимо взаимодействовать по
вопросам подготовки юношей по военно-учетным специальностям с должностными
лицами военного комиссариата, ответственными за подготовку граждан к военной
службе и отбор граждан для подготовки в общественных объединениях,
осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям. Это особенно
актуально для образовательных учреждений начального профессионального и среднего
профессионального образования, у учащихся которых имеется возможность вписать
процесс прохождения военной службы в общую стратегию трудового воспитания и
развития своего профессионализма, целенаправленно использовать в армии и на
флоте знания, навыки, психологические качества, приобретенные в гражданских
условиях. Тем самым создается основа для осуществления логически увязанного,
единого в течение жизни процесса формирования их как профессионалов определенных
профилей.
Должностное лицо
военного комиссариата, на которое возложены обязанности по отбору граждан для
поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования,
должно предоставлять преподавателю, ведущему подготовку по основам военной
службы, сведения об офицерских профессиях для ориентирования юношей на обучение
в военных образовательных учреждениях профессионального
образования.
В свою очередь,
преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен постоянно
уточнять в военном комиссариате сведения об офицерских профессиях различных
профилей деятельности (приложение № 8 к настоящим Методическим рекомендациям),
наименованиях и адресах военных образовательных учреждений профессионального
образования (приложение № 9 к настоящим Методическим рекомендациям) и условиях
поступления в них. Там же следует получать информацию о
воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, замещаемых
военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сведения о военной
службе в различных видах и родах войск Вооруженных Сил, об особенностях
деятельности на воинских должностях, отнесенных к классам основных сходных
воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские,
специального назначения, технологические) и прочих воинских
должностях.
С
этой целью следует использовать, имеющиеся в военном комиссариате своего района,
города без районного деления, иного муниципального
(административно-территориального) образования, Справочник некоторых воинских
должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами,
проходящими военную службу по контракту /1/ и Справочник специальностей
(должностей) военнослужащих сержантского и солдатского состава Сухопутных войск
с учетом их сходства с гражданскими специальностями /2/, содержащие профессиоведческие характеристики соответственно 129
и
95 воинских должностей с указанием наименований 297 и 198 родственных им
гражданских профессий рабочих и должностей служащих, не требующих высшего
профессионального образования.
В этих справочниках
каждая характеристика содержит сведения о предназначении воинской должности,
должностных обязанностях и условиях их выполнения, требования к профессионально
важным индивидуально-психологическим качествам и образовательному уровню
военнослужащего, наименования нескольких родственных (по предметам, целям,
средствам, условиям труда и составу требований к человеку) гражданских профессий
рабочих и должностей служащих.
У должностных лиц
военного комиссариата необходимо уточнять сведения о военно-учетных
специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин, по которым будет
осуществляться подготовка молодежи в образовательных учреждениях общественных
объединений, выяснять особенности организации и проведения мероприятий по
первоначальной постановке учащихся на воинский учет в военном
комиссариате.
Преподаватель, ведущий
подготовку по основам военной службы, с целью последующего информирования
учащихся должен ознакомиться в военном комиссариате с положениями Инструкции по
подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу
граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом
Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября
призывники, окончившие
образовательные учреждения начального профессионального и среднего
профессионального образования и отвечающие требованиям подготовки в учебных
воинских частях, направляются в учебные воинские части для подготовки из их
числа сержантов (старшин) и солдат (матросов) специалистов по военно-учетным
специальностям, родственным полученной им специальности, в пределах имеющихся
заданий на призыв;
призывники, окончившие
образовательные учреждения начального профессионального и среднего
профессионального образования и не отвечающие требованиям подготовки в учебных
воинских частях, предназначаются в линейные воинские части, как правило, на
должности, родственные полученной ими специальности;
призывники, имеющие
специальности, родственные военно-учетным специальностям солдат, матросов,
сержантов и старшин, направляются на укомплектование воинских должностей
преимущественно с учетом полученной ими подготовки.
У должностного лица
военного комиссариата, на которое возложены обязанности по подготовке граждан к
военной службе, преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы,
может получить разъяснение о целях, порядке и правилах подготовки и
представления необходимых характеризующих данных на
обучающихся граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский
учет.
Сведения из
образовательных учреждений в виде заполненных анкет должны представляться в
военный комиссариат своего района до 1 ноября, а в военный комиссариат других
районов до 1 января в период подготовки к проведению первоначальной постановки
граждан на воинский учет.
Заполнение анкет
осуществляется должностным лицом, определенным приказом руководителя
образовательного учреждения. При этом учитываются характеризующие мнения о юношах преподавателей, ведущих подготовку по основам
военной службы, преподавателейпредметников, психологов образовательных
учреждений, специалистов территориальных органов по вопросам занятости
(профориентации) населения, должностных лиц администрации образовательных
учреждений, родителей.
Образец анкеты (форма
№ 9 к п. 10 Инструкции) приведен в приложении № 10 к настоящим Методическим
рекомендациям.
Порядок заполнения
анкеты предполагает представление ответов на приведенные в ней вопросы. Ответы
должны быть максимально объективными и содержательными. В пунктах с 4-го по 12-й
имеются краткие варианты ответов, приведенные в скобках. Необходимо подчеркнуть
нужный вариант ответа, дать его краткую характеристику и указать соответствующие
дополнительные сведения, если они имеются.
Категорически недопустимо предлагать гражданину
самому заполнять данный документ.
В
1-м пункте указываются 1 3 учебные дисциплины (вида профессиональной
деятельности), к которым гражданин имеет выраженный интерес, его отношение к
учебе (активность - пассивность на уроках, успеваемость по основным предметам,
стремление к повышению образовательного уровня), уровень развития познавательных
способностей (особенности внимания, памяти, мышления, наличие способностей к
планомерной и интеллектуальной систематической деятельности, усвоению знаний),
склонность к определенной профессиональной деятельности, любимые виды
труда, отсутствие или
неустойчивость профессиональных интересов.
Во 2-й пункт заносятся
сведения о школьных кружках и факультативах, в которых занимается (занимался) гражданин, указываются результаты этих
занятий.
В 3-м пункте
указываются сведения об олимпиадах и конкурсах, в которых гражданин участвовал,
и результаты этого участия.
В
4-м пункте отражается отношение к выполнению учебных (производственных) заданий
(добросовестно, не всегда добросовестно, халатно), занятиям по основам военной
службы, приводятся данные о соблюдении трудовой (учебной) дисциплины, деловых
качествах, работоспособности, отзывы о трудовой деятельности.
В 5-м пункте
отмечаются общественные обязанности (постоянные и временные), которые выполняет
(выполнял) гражданин и как успешно, уровень развития у него организаторских
способностей, участие в военно-патриотических мероприятиях, прохождение
подготовки в военно-патриотических и детских объединениях, отношение к
общественно-полезному труду (активность, усердие, пассивность,
уклонение).
В 6-м пункте
отражаются способности гражданина (музыкальные, сценические, художественные,
математические и т.п.), которые он проявил, и в чем это выразилось, его
увлечения и интересы в свободное от учебы (работы) время.
В 7-м пункте
указываются роль и место гражданина в учебном (производственном) коллективе
(неформальный лидер, ведомый член коллектива, находится в изоляции от
коллектива), эффективность взаимодействия с другими членами коллектива, наличие
(отсутствие) авторитета и коллективистской направленности (охотно работает с
людьми или сторонится их).
В 8-м пункте
отмечается уровень общительности гражданина в межличностных отношениях (высокий,
обычный, низкий (замкнут)), круг друзей, особенности общения с ними, наиболее
выраженные черты характера.
В 9-м пункте
указывается, как гражданин обычно реагирует на замечания старших и сверстников
(правильно, равнодушно, обижается, реагирует иначе), раскрываются его
морально-нравственные и другие личностные качества.
В 10-м пункте
отражаются взаимоотношения в семье (уважительные, ровные, безразличные,
конфликтные и др.), их причины, состав и материальное положение семьи, стиль
внутрисемейных отношений, основные обязанности юноши в семье, взгляды родителей
на его профессиональное будущее, состояние здоровья родителей, данные об их
трудоспособности и т.д.
В 11-м пункте
указывается, обращался ли гражданин за медицинской помощью (нет, изредка,
часто), общее состояние здоровья и физического развития, болезни, сказавшиеся на
его возможностях в учебе и труде.
В 12-м пункте
отмечаются случаи употребления алкоголя, наркотиков, в учебное (рабочее) время
(нет, были единичные случаи, часто), наличие вредных
привычек.
В
13-м пункте указываются профессии (в том числе и военные), которыми мог бы
овладеть гражданин, желание овладеть военно-учетной специальностью в
образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования и какой именно, его отношение к предстоящей военной службе, в каких
спортивных кружках и секциях занимается, наличие спортивных разрядов или
спортивного звания, желание поступить в военное образовательное
учреждение профессионального
образования или проходить военную службу в определенном виде и роде войск
Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах, на конкретной
воинской должности, рекомендации и мнение специалистов территориальных органов
по вопросам занятости (профориентации) населения об оптимальном использовании
гражданина на военной службе.
Заполненные анкеты
заверяются подписью руководителя и печатью образовательного учреждения с
указанием должности, фамилии руководителя и даты.
У должностного лица
военного комиссариата, на которое возложены обязанности по подготовке граждан к
военной службе, преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы,
может также получить методическую помощь по:
общим и организационным
вопросам военно-профессиональной ориентации учащихся в образовательном
учреждении;
организации работы
учителей-предметников, классных руководителей, других членов педагогических
коллективов по военно-профессиональной ориентации
учащихся,
вопросам обобщения и
распространения опыта лучшей работы по военно-профессиональной
ориентации;
проведению бесед о
специфике современной военной службы;
созданию и
периодическому обновлению уголков (стендов) с материалами по
военно-профессиональной ориентации;
организации встреч
учащихся с ветеранами войн и военными специалистами разных профилей, экскурсий в
военные музеи, воинские части и военные образовательные учреждения
профессионального образования;
поддерживанию связей с
выпускниками образовательных учреждений, обучающимися в военных образовательных
учреждениях профессионального образования, или проходящими военную службу по
призыву, использованию получаемой от них информации в работе с
учащимися;
налаживанию
взаимодействия с военными образовательными учреждениями профессионального
образования, обеспечению их представителей информацией о склонностях и
способностях каждого юноши.
Должностные
лица военного комиссариата должны информировать преподавателей, ведущих
подготовку по основам военной службы, об образовательных учреждениях
общественных объединений, военно-патриотических молодежных и детских
объединениях своего района.
Тесное
взаимодействие преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, с
должностными лицами военных комиссариатов, проявление активности в этой области,
является необходимым условием эффективности военно-профессиональной ориентации
учащихся.
3.
Взаимодействие
с должностными лицами воинских частей и военных образовательных учреждений
профессионального образования
Вооруженные
Силы сами в состоянии внести весомый вклад в дело военно-профессиональной
ориентации молодежи. Для этого необходимы совместные, хорошо скоординированные
действия должностных лиц образовательных учреждений и, прежде всего,
преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, и командования
воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального
образования.
Целью такого
взаимодействия должно стать системное, комплексное воздействие на сознание и
чувства учащихся образовательных учреждений, повышающее эффективность проф.
ориентационных мероприятий по формированию военно-профессиональной
направленности.
При
выступлении в образовательных учреждениях представителей воинских частей и
военных образовательных учреждений профессионального образования происходит
уяснение учащимся роли военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и
военных кадров в обеспечении боеготовности Вооруженных Сил, выполнении ими
своего предназначения по обеспечению безопасности Российской Федерации,
ознакомление юношей с военно-учетными специальностями, офицерскими профессиями,
возможностями дальнейшего профессионального роста, продвижения по службе,
материального обеспечения, оказание помощи молодым людям в выборе
военного образовательного учреждения профессионального образования и
ознакомлении с содержанием военных специальностей, по которым осуществляется
подготовка офицеров, информирование о требованиях к
поступающим, о порядке поступления, заключения контракта и
отчисления.
Совместная
деятельность в этом направлении оказывает влияние на формирование у гражданской
молодежи стремления к осознанному выбору офицерской профессии, конкретной
военной специальности и на создание достаточного конкурса кандидатов на учебу в
военные образовательные учреждения профессионального
образования.
Такая же деятельность
должна способствовать и формированию психологической готовности учащихся к
военной службе по призыву.
При этом она должна
предусматривать:
1.
1.
экскурсии
в воинскую часть, военное образовательное учреждение профессионального
образования с целью ознакомления с воинским бытом и военно-профессиональной
деятельностью;
2.
2.
встречи с
рядовым и офицерским составом воинских частей, проведение совместных вечеров,
дискуссий по вопросам военно-профессиональной
проблематики.
Рассказ
военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, участника боевых
действий о своей армейской жизни и военно-профессиональной деятельности является
одним из самых эффективных приемов при формировании психологической готовности к
военной службе, сильным побудительным фактором мотивационной готовности к
освоению военно-учетных специальностей или поступления в военное образовательное
учреждение профессионального образования.
В процессе
взаимодействия также должны отрабатываться вопросы уточнения правил поступления
в военные образовательные учреждения профессионального образования, подготовки
на очных или заочных подготовительных курсах, ознакомления с конкретными
военно-учетными специальностями.
Преподаватели,
ведущие подготовку по основам военной службы, совместно с
соответствующими должностными лицами военного комиссариата, воинских частей и
военных образовательных учреждений профессионального образования:
организуют выступление
перед учащимися образовательных учреждений офицеров, курсантов и военнослужащих,
проходящих военную службу по призыву;
организуют
распространение в образовательных учреждениях плакатов, альбомов, буклетов,
рекламных видеофильмов о военной службе, учебе и быте
курсантов;
содействуют
установлению шефских связей воинских частей с образовательными
учреждениями;
организуют посещение молодежью торжественных мероприятий в
воинской части, военном образовательном учреждении профессионального
образования, спортивных праздников, показательных учений и тренировок
военнослужащих;
организуют ознакомление
молодежи с действиями офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную
службу по призыву, при выезде на полигон, выходе в море;
организуют работу
консультационных пунктов, юношеских военно-патриотических школ,
военно-спортивного летнего лагеря на базе военного образовательного учреждения
профессионального образования;
способствуют
направлению учащихся на подготовительные курсы при военном образовательном учреждении
профессионального образования;
обеспечивают
использование интеллектуального, учебно-материального потенциала воинских
частей, дислоцированных на территории района, города, в целях
военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетными
специальностями.
4.
Взаимодействие с государственными и общественными структурами, средствами
массовой информации
Необходимость
взаимодействия преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы,
администрации образовательных учреждений с органами местного самоуправления,
общественными объединениями обусловливается участием этих структур в подготовке
граждан к военной службе и, в частности, в их военно-профессиональной
ориентации. Правовой базой такого взаимодействия является Положение о
подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря
Преподаватели,
ведущие подготовку по основам военной службы, могут получить информацию по
организационным, правовым, научно-методическим вопросам военно-профессиональной
ориентации граждан в координационном совете по военно-патриотическому
воспитанию, создаваемом при администрации города, района во главе с ее
руководителем, в органах по вопросам занятости (проф. ориентации)
населения.
Преподавателям,
ведущим подготовку по основам военной службы, следует проявить заботу о том,
чтобы каждое образовательное учреждение среднего (полного) общего образования,
начального профессионального и среднего профессионального образования имело в
своей библиотеке газету Красная звезда, журналы Военные знания, ОБЖ. Основы
безопасности жизни.
Использование
потенциала средств массовой информации в интересах военно-профессиональной
ориентации учащихся, укомплектования войск (сил) пригодными к воинской
деятельности специалистами - одна из важных задач преподавателей, ведущих
подготовку по основам военной службы.
Для
решения этой задачи целесообразно:
стимулировать обращение
учащихся к военным средствам массовой информации (чтение военных газет и
журналов, просмотр телепередач Служу Отечеству, местных военных телепрограмм,
чтение патриотической, военно-мемуарной литературы);
проводить читательские
конференции, встречи с журналистами, другими лицами, пишущими и выступающими по
местному телевидению на военные темы;
делиться в средствах
массовой информации своими методами и формами проведения мероприятий по
военно-профессиональной ориентации учащихся;
анализировать освещение
в средствах массовой информации вопросов военно-профессиональной ориентации,
выступать с предложениями по совершенствованию тематики, содержания и формы
публикаций, выступлений, показа сюжетов, принимать возможные меры по минимизации
отрицательного воздействия средств массовой информации на
учащихся;
активно знакомить потенциальных пользователей с информационно-справочной системой, размещенной в глобальной информационной сети Интернет на странице Пресс-службы Минобороны России (электронный адрес: http://www.duty.mil.ru
, содержащей сведения о военной службе в Вооруженных Силах, видах Вооруженных Сил, родах войск, воинских должностях и родственных гражданских специальностях, правовых основах военной службы.