ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ-предметниками ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ, ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ, СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Содержание

1. Взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательных учреждений

2. Взаимодействие с должностными лицами военных комиссариатов

3. Взаимодействие с должностными лицами воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования

4. Взаимодействие с государственными и общественными структурами, средствами массовой информации

Действенной формой организации военно-профессиональной ориентации учащихся является привлечение к ней преподавателей-предметников образовательных учреждений, должностных лиц военных комиссариатов, воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования, государственных и общественных структур, средств массовой информации.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны выступать инициаторами такого сотрудничества. Руководителям образовательных учреждений следует взять на себя планирующие и контрольные функции по организации взаимодействия.

Целью взаимодействия является привлечение и использование имеющегося местного организационного, интеллектуального, военно-профессионального, морального, материально-технического потенциала в интересах решения военно-ориентационных проблем в образовательных учреждениях.

Задачами взаимодействия являются:

1.          1.      выявление субъектов ориентации и возможностей их воздействия на сознание и чувства учащихся;

2.          2.      подготовка предложений, согласование и проведение совместных мероприятий;

3.          3.      создание при образовательном учреждении общественной структуры (группы, секции) граждан, пребывающих в запасе, для пропаганды военной службы, классов сходных воинских должностей, специальностей, военных профессий;

4.          4.      постановка на родительских собраниях вопросов ориентирования учащихся на овладение основами военной службы, поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования.

 

1.     Взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательных учреждений

При проведении военно-профессиональной ориентации учащихся преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны, взаимодействуя с преподавателями-предметниками образовательного учреждения:

*     инициировать постановку и обсуждение на педсоветах вопросов о связи учебных предметов с подготовкой к военной службе, о связи таких образовательных областей, как Естествознание, Математика, Физика, Технология с воинской деятельностью на воинских должностях соответствующих классов основных сходных воинских должностей, о связи преподавания гуманитарных предметов с военно-патриотическим воспитанием;

*     организовывать выступления перед преподавателями-предметниками офицеров, мастеров военного дела, классных специалистов воинских частей, военных комиссариатов, офицеров преподавательского состава военных образовательных учреждений профессионального образования;

*     информировать преподавателей-предметников о темах подготовки по Основам военной службы в предстоящей учебной четверти, осуществлять возможное согласование и взаимодействие преподавания по содержанию и по времени;

*     обобщать и распространять положительный опыт связи учебных предметов с военно-профессиональной ориентацией;

*     инициировать моральное стимулирование преподавателей-предметников за участие в мероприятиях по военно-профессиональной ориентации учащихся.

В первую очередь необходимо сотрудничество с преподавателями таких учебных дисциплин, как История, Обществознание, География, Литература, Технология, факультатива Твоя профессия.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны организовать тесное взаимодействие с педагогамиорганизаторами и классными руководителями, оказывать им помощь и содействие в представлении руководству образовательного учреждения характеризующих данных на обучающихся граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет. При этом они должны информировать руководителей и остальных преподавателей образовательных учреждений о порядке предоставления этих данных, предоставлять информацию классным руководителям на учащихся, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, с целью повышения объективности содержания характеризующих документов.

Потребность в представлении сведений обусловлена необходимостью изучения этих граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, а также вида и рода Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу при призыве на нее.

При взаимодействии с преподавателями предметниками следует активно распространять сведения об информационно-справочной системе, размещенной на странице Пресс-службы Минобороны России в глобальной информационной сети Интернет (электронный адрес: www.duty.mil.ru), чтобы они, в свою очередь, доводили информацию об этом до учащихся. Данная информационно-справочная система предназначена для предоставления пользователям глобальной информационной сети Интернет информации о военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, видах (родах войск) Вооруженных Сил, 240 воинских должностях и 328 родственных гражданских профессиях рабочих и должностях служащих, правовых основах военной службы. Сведения подобраны и сгруппированы таким образом, что позволяют проследить аналогии между гражданскими и родственными им военными специальностями и наоборот.

В первую очередь (помимо индивидуальных пользователей), данную страницу (www.duty.mil.ru) целесообразно рекомендовать преподавателям Основ информатики и вычислительной техники в качестве объекта изучения. Этим достигается усвоение учащимися знаний и навыков в рамках образовательной программы с одновременным получением ими информации о военной службе. Работа в этом сайте выгодна, вследствие его некоммерческого характера, весьма значительного информационного объема, удобного пользовательского интерфейса и возможностей одновременного учета интересов образовательных учреждений и Вооруженных Сил.

2.     Взаимодействие с должностными лицами военных комиссариатов

Военные комиссариаты как территориальные органы Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образованьях выполняют функцию связующего звена между гражданским обществом и Вооруженными Силами.

Сотрудничество в вопросах военно-профессиональной ориентации граждан преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, образовательных учреждений и должностных лиц военных комиссариатов предполагает, прежде всего, знание ими обязанностей и возможностей друг друга.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны обладать сведениями о том, что в соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1372, основными задачами военных комиссариатов являются в том числе:

*     организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет и призыву на военную службу;

*     содействие и оказание практической помощи образовательным учреждениям, общественным объединениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;

*     участие в военно-патриотическом воспитании населения.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны учитывать, что в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50, обязанности по организации и проведению мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан возложены в военном комиссариате субъекта Российской Федерации на специалиста по профессиональному психологическому отбору, а в военном комиссариате района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования - на нештатную группу профотбора.

Начальником нештатной группы профотбора военного комиссариата является специалист по профессиональному психологическому отбору.

На должностных лиц военного комиссариата, входящих в состав нештатной группы профотбора, возложены следующие обязанности по военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Должностное лицо военного комиссариата, ответственное за подготовку граждан к военной службе, проводит консультирования преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, психологов, классных руководителей, руководителей учебных групп образовательных учреждений по вопросам военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи; разъясняет им порядок и правила подготовки и представления характеризующих данных на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Должностное лицо военного комиссариата, на которое возложены обязанности по отбору граждан для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, проводит военно-профессиональную ориентацию граждан на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям, ведет учет военно-патриотических молодежных и детских объединений, подготовка в которых дает гражданам преимущественное право на зачисление их в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Должностное лицо военного комиссариата, на которое возложены обязанности по отбору граждан для подготовки в общественных объединениях, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям, проводит военно-профессиональную ориентацию граждан на овладение военно-учетными специальностями, ведет учет военно-учетных специальностей и специальностей, родственных воинским должностям (специальностям), по которым осуществляется подготовка в общественных объединениях и образовательных учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования.

Деятельность должностных лиц военных комиссариатов по основным направлениям военно-профессиональной ориентации предполагает также решение и следующих дополнительных задач:

*     непосредственное участие в работе по военно-профессиональной ориентации учащихся в образовательных учреждениях;

*     организация посещений гражданской молодежью воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования для ознакомления с учебно-боевой подготовкой, условиями жизни и быта военнослужащих;

*     оказание помощи образовательным учреждениям в организации и проведении встреч с ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву и контракту.

*     обеспечение преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, информацией о мире военных профессий, воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, требованиях предъявляемых к человеку различными военными профессиями, воинскими должностями, сведениями о военной службе в видах и родах войск Вооруженных Сил;

*     работа с преподавателями по заблаговременному выявлению учащихся, предрасположенных к алкоголизму, наркомании, суицидам (наблюдение, использование мнения классных руководителей, преподавателей-предметников, общение с родителями, врачами, психологами образовательных учреждений) и представлению в военный комиссариат объективных характеристик на юношей.

Преподавателю, ведущему подготовку по основам военной службы, необходимо взаимодействовать по вопросам подготовки юношей по военно-учетным специальностям с должностными лицами военного комиссариата, ответственными за подготовку граждан к военной службе и отбор граждан для подготовки в общественных объединениях, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям. Это особенно актуально для образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у учащихся которых имеется возможность вписать процесс прохождения военной службы в общую стратегию трудового воспитания и развития своего профессионализма, целенаправленно использовать в армии и на флоте знания, навыки, психологические качества, приобретенные в гражданских условиях. Тем самым создается основа для осуществления логически увязанного, единого в течение жизни процесса формирования их как профессионалов определенных профилей.

Должностное лицо военного комиссариата, на которое возложены обязанности по отбору граждан для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, должно предоставлять преподавателю, ведущему подготовку по основам военной службы, сведения об офицерских профессиях для ориентирования юношей на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В свою очередь, преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен постоянно уточнять в военном комиссариате сведения об офицерских профессиях различных профилей деятельности (приложение № 8 к настоящим Методическим рекомендациям), наименованиях и адресах военных образовательных учреждений профессионального образования (приложение № 9 к настоящим Методическим рекомендациям) и условиях поступления в них. Там же следует получать информацию о воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сведения о военной службе в различных видах и родах войск Вооруженных Сил, об особенностях деятельности на воинских должностях, отнесенных к классам основных сходных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения, технологические) и прочих воинских должностях.

С этой целью следует использовать, имеющиеся в военном комиссариате своего района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования, Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту /1/ и Справочник специальностей (должностей) военнослужащих сержантского и солдатского состава Сухопутных войск с учетом их сходства с гражданскими специальностями /2/, содержащие профессиоведческие характеристики соответственно 129 и 95 воинских должностей с указанием наименований 297 и 198 родственных им гражданских профессий рабочих и должностей служащих, не требующих высшего профессионального образования.

В этих справочниках каждая характеристика содержит сведения о предназначении воинской должности, должностных обязанностях и условиях их выполнения, требования к профессионально важным индивидуально-психологическим качествам и образовательному уровню военнослужащего, наименования нескольких родственных (по предметам, целям, средствам, условиям труда и составу требований к человеку) гражданских профессий рабочих и должностей служащих.

У должностных лиц военного комиссариата необходимо уточнять сведения о военно-учетных специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин, по которым будет осуществляться подготовка молодежи в образовательных учреждениях общественных объединений, выяснять особенности организации и проведения мероприятий по первоначальной постановке учащихся на воинский учет в военном комиссариате.

Преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, с целью последующего информирования учащихся должен ознакомиться в военном комиссариате с положениями Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. № 400 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 1938 от 18 октября 1999г.) (далее именуется Инструкция) о том, что:

*     призывники, окончившие образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования и отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, направляются в учебные воинские части для подготовки из их числа сержантов (старшин) и солдат (матросов) специалистов по военно-учетным специальностям, родственным полученной им специальности, в пределах имеющихся заданий на призыв;

*     призывники, окончившие образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования и не отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, предназначаются в линейные воинские части, как правило, на должности, родственные полученной ими специальности;

*     призывники, имеющие специальности, родственные военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, направляются на укомплектование воинских должностей преимущественно с учетом полученной ими подготовки.

У должностного лица военного комиссариата, на которое возложены обязанности по подготовке граждан к военной службе, преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, может получить разъяснение о целях, порядке и правилах подготовки и представления необходимых характеризующих данных на обучающихся граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Сведения из образовательных учреждений в виде заполненных анкет должны представляться в военный комиссариат своего района до 1 ноября, а в военный комиссариат других районов до 1 января в период подготовки к проведению первоначальной постановки граждан на воинский учет.

Заполнение анкет осуществляется должностным лицом, определенным приказом руководителя образовательного учреждения. При этом учитываются характеризующие мнения о юношах преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, преподавателейпредметников, психологов образовательных учреждений, специалистов территориальных органов по вопросам занятости (профориентации) населения, должностных лиц администрации образовательных учреждений, родителей.

Образец анкеты (форма № 9 к п. 10 Инструкции) приведен в приложении № 10 к настоящим Методическим рекомендациям.

Порядок заполнения анкеты предполагает представление ответов на приведенные в ней вопросы. Ответы должны быть максимально объективными и содержательными. В пунктах с 4-го по 12-й имеются краткие варианты ответов, приведенные в скобках. Необходимо подчеркнуть нужный вариант ответа, дать его краткую характеристику и указать соответствующие дополнительные сведения, если они имеются.

Категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ.

В 1-м пункте указываются 1 3 учебные дисциплины (вида профессиональной деятельности), к которым гражданин имеет выраженный интерес, его отношение к учебе (активность - пассивность на уроках, успеваемость по основным предметам, стремление к повышению образовательного уровня), уровень развития познавательных способностей (особенности внимания, памяти, мышления, наличие способностей к планомерной и интеллектуальной систематической деятельности, усвоению знаний), склонность к определенной профессиональной деятельности, любимые виды труда, отсутствие или неустойчивость профессиональных интересов.

Во 2-й пункт заносятся сведения о школьных кружках и факультативах, в которых занимается (занимался) гражданин, указываются результаты этих занятий.

В 3-м пункте указываются сведения об олимпиадах и конкурсах, в которых гражданин участвовал, и результаты этого участия.

В 4-м пункте отражается отношение к выполнению учебных (производственных) заданий (добросовестно, не всегда добросовестно, халатно), занятиям по основам военной службы, приводятся данные о соблюдении трудовой (учебной) дисциплины, деловых качествах, работоспособности, отзывы о трудовой деятельности.

В 5-м пункте отмечаются общественные обязанности (постоянные и временные), которые выполняет (выполнял) гражданин и как успешно, уровень развития у него организаторских способностей, участие в военно-патриотических мероприятиях, прохождение подготовки в военно-патриотических и детских объединениях, отношение к общественно-полезному труду (активность, усердие, пассивность, уклонение).

В 6-м пункте отражаются способности гражданина (музыкальные, сценические, художественные, математические и т.п.), которые он проявил, и в чем это выразилось, его увлечения и интересы в свободное от учебы (работы) время.

В 7-м пункте указываются роль и место гражданина в учебном (производственном) коллективе (неформальный лидер, ведомый член коллектива, находится в изоляции от коллектива), эффективность взаимодействия с другими членами коллектива, наличие (отсутствие) авторитета и коллективистской направленности (охотно работает с людьми или сторонится их).

В 8-м пункте отмечается уровень общительности гражданина в межличностных отношениях (высокий, обычный, низкий (замкнут)), круг друзей, особенности общения с ними, наиболее выраженные черты характера.

В 9-м пункте указывается, как гражданин обычно реагирует на замечания старших и сверстников (правильно, равнодушно, обижается, реагирует иначе), раскрываются его морально-нравственные и другие личностные качества.

В 10-м пункте отражаются взаимоотношения в семье (уважительные, ровные, безразличные, конфликтные и др.), их причины, состав и материальное положение семьи, стиль внутрисемейных отношений, основные обязанности юноши в семье, взгляды родителей на его профессиональное будущее, состояние здоровья родителей, данные об их трудоспособности и т.д.

В 11-м пункте указывается, обращался ли гражданин за медицинской помощью (нет, изредка, часто), общее состояние здоровья и физического развития, болезни, сказавшиеся на его возможностях в учебе и труде.

В 12-м пункте отмечаются случаи употребления алкоголя, наркотиков, в учебное (рабочее) время (нет, были единичные случаи, часто), наличие вредных привычек.

В 13-м пункте указываются профессии (в том числе и военные), которыми мог бы овладеть гражданин, желание овладеть военно-учетной специальностью в образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и какой именно, его отношение к предстоящей военной службе, в каких спортивных кружках и секциях занимается, наличие спортивных разрядов или спортивного звания, желание поступить в военное образовательное учреждение профессионального образования или проходить военную службу в определенном виде и роде войск Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах, на конкретной воинской должности, рекомендации и мнение специалистов территориальных органов по вопросам занятости (профориентации) населения об оптимальном использовании гражданина на военной службе.

Заполненные анкеты заверяются подписью руководителя и печатью образовательного учреждения с указанием должности, фамилии руководителя и даты.

У должностного лица военного комиссариата, на которое возложены обязанности по подготовке граждан к военной службе, преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, может также получить методическую помощь по:

*     общим и организационным вопросам военно-профессиональной ориентации учащихся в образовательном учреждении;

*     организации работы учителей-предметников, классных руководителей, других членов педагогических коллективов по военно-профессиональной ориентации учащихся,

*     вопросам обобщения и распространения опыта лучшей работы по военно-профессиональной ориентации;

*     проведению бесед о специфике современной военной службы;

*     созданию и периодическому обновлению уголков (стендов) с материалами по военно-профессиональной ориентации;

*     организации встреч учащихся с ветеранами войн и военными специалистами разных профилей, экскурсий в военные музеи, воинские части и военные образовательные учреждения профессионального образования;

*     поддерживанию связей с выпускниками образовательных учреждений, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, или проходящими военную службу по призыву, использованию получаемой от них информации в работе с учащимися;

*     налаживанию взаимодействия с военными образовательными учреждениями профессионального образования, обеспечению их представителей информацией о склонностях и способностях каждого юноши.

Должностные лица военного комиссариата должны информировать преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, об образовательных учреждениях общественных объединений, военно-патриотических молодежных и детских объединениях своего района.

Тесное взаимодействие преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, с должностными лицами военных комиссариатов, проявление активности в этой области, является необходимым условием эффективности военно-профессиональной ориентации учащихся.

3.     Взаимодействие с должностными лицами воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования

Вооруженные Силы сами в состоянии внести весомый вклад в дело военно-профессиональной ориентации молодежи. Для этого необходимы совместные, хорошо скоординированные действия должностных лиц образовательных учреждений и, прежде всего, преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, и командования воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования.

Целью такого взаимодействия должно стать системное, комплексное воздействие на сознание и чувства учащихся образовательных учреждений, повышающее эффективность проф. ориентационных мероприятий по формированию военно-профессиональной направленности.

При выступлении в образовательных учреждениях представителей воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования происходит уяснение учащимся роли военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и военных кадров в обеспечении боеготовности Вооруженных Сил, выполнении ими своего предназначения по обеспечению безопасности Российской Федерации, ознакомление юношей с военно-учетными специальностями, офицерскими профессиями, возможностями дальнейшего профессионального роста, продвижения по службе, материального обеспечения, оказание помощи молодым людям в выборе военного образовательного учреждения профессионального образования и ознакомлении с содержанием военных специальностей, по которым осуществляется подготовка офицеров, информирование о требованиях к поступающим, о порядке поступления, заключения контракта и отчисления.

Совместная деятельность в этом направлении оказывает влияние на формирование у гражданской молодежи стремления к осознанному выбору офицерской профессии, конкретной военной специальности и на создание достаточного конкурса кандидатов на учебу в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Такая же деятельность должна способствовать и формированию психологической готовности учащихся к военной службе по призыву.

При этом она должна предусматривать:

1.          1.                 экскурсии в воинскую часть, военное образовательное учреждение профессионального образования с целью ознакомления с воинским бытом и военно-профессиональной деятельностью;

2.          2.                 встречи с рядовым и офицерским составом воинских частей, проведение совместных вечеров, дискуссий по вопросам военно-профессиональной проблематики.

Рассказ военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, участника боевых действий о своей армейской жизни и военно-профессиональной деятельности является одним из самых эффективных приемов при формировании психологической готовности к военной службе, сильным побудительным фактором мотивационной готовности к освоению военно-учетных специальностей или поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования.

В процессе взаимодействия также должны отрабатываться вопросы уточнения правил поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, подготовки на очных или заочных подготовительных курсах, ознакомления с конкретными военно-учетными специальностями.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, совместно с соответствующими должностными лицами военного комиссариата, воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования:

*     организуют выступление перед учащимися образовательных учреждений офицеров, курсантов и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

*     организуют распространение в образовательных учреждениях плакатов, альбомов, буклетов, рекламных видеофильмов о военной службе, учебе и быте курсантов;

*     содействуют установлению шефских связей воинских частей с образовательными учреждениями;

*     организуют посещение молодежью торжественных мероприятий в воинской части, военном образовательном учреждении профессионального образования, спортивных праздников, показательных учений и тренировок военнослужащих;

*     организуют ознакомление молодежи с действиями офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, при выезде на полигон, выходе в море;

*     организуют работу консультационных пунктов, юношеских военно-патриотических школ, военно-спортивного летнего лагеря на базе военного образовательного учреждения профессионального образования;

*     способствуют направлению учащихся на подготовительные курсы при военном  образовательном учреждении профессионального образования;

*     обеспечивают использование интеллектуального, учебно-материального потенциала воинских частей, дислоцированных на территории района, города, в целях военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетными специальностями.

4.     Взаимодействие с государственными и общественными структурами, средствами массовой информации

Необходимость взаимодействия преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, администрации образовательных учреждений с органами местного самоуправления, общественными объединениями обусловливается участием этих структур в подготовке граждан к военной службе и, в частности, в их военно-профессиональной ориентации. Правовой базой такого взаимодействия является Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 и позволяющее преподавателям, другим должностным лицам образовательных учреждений обращаться за помощью в органы местного самоуправления по вопросам, связанным с военно-профессиональной ориентацией.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, могут получить информацию по организационным, правовым, научно-методическим вопросам военно-профессиональной ориентации граждан в координационном совете по военно-патриотическому воспитанию, создаваемом при администрации города, района во главе с ее руководителем, в органах по вопросам занятости (проф. ориентации) населения.

Преподавателям, ведущим подготовку по основам военной службы, следует проявить заботу о том, чтобы каждое образовательное учреждение среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования имело в своей библиотеке газету Красная звезда, журналы Военные знания, ОБЖ. Основы безопасности жизни.

Использование потенциала средств массовой информации в интересах военно-профессиональной ориентации учащихся, укомплектования войск (сил) пригодными к воинской деятельности специалистами - одна из важных задач преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы.

Для решения этой задачи целесообразно:

*     стимулировать обращение учащихся к военным средствам массовой информации (чтение военных газет и журналов, просмотр телепередач Служу Отечеству, местных военных телепрограмм, чтение патриотической, военно-мемуарной литературы);

*     проводить читательские конференции, встречи с журналистами, другими лицами, пишущими и выступающими по местному телевидению на военные темы;

*     делиться в средствах массовой информации своими методами и формами проведения мероприятий по военно-профессиональной ориентации учащихся;

*     анализировать освещение в средствах массовой информации вопросов военно-профессиональной ориентации, выступать с предложениями по совершенствованию тематики, содержания и формы публикаций, выступлений, показа сюжетов, принимать возможные меры по минимизации отрицательного воздействия средств массовой информации на учащихся;

*     активно знакомить потенциальных пользователей с информационно-справочной системой, размещенной в глобальной информационной сети Интернет на странице Пресс-службы Минобороны России (электронный адрес: http://www.duty.mil.ru

, содержащей сведения о военной службе в Вооруженных Силах, видах Вооруженных Сил, родах войск, воинских должностях и родственных гражданских специальностях, правовых основах военной службы.

Успех в военно-профессиональной ориентации возможен лишь при условии объединения усилий органов, организаций, должностных и частных лиц, способных оказывать свое целесообразное и целенаправленное ориентирующее воздействие на учащихся.

 

Используются технологии uCoz