Вид военно-профессиональной ориентации

соДЕРЖАНИЕ:

1.Военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями

1.1. Классы сходных воинских должностей

1.2. Военная служба по призыву - как этап профессионализации личности

1.3. Требования, предъявляемые к военным специалистам

1.4. Формирование психологической готовности к призыву на военную службу

1.5. Формирование психологической готовности к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений профессионального высшего образования

1.6. Формирование психологической готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта

2. Военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям

2.1. Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования

2.2. Особенности военно-профессиональной ориентации на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям

 

В зависимости от направления формируемой психологической готовности к военной службе в образовательных учреждениях применимы следующие виды военно-профессиональной ориентации:

военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями;

военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.

1.  Военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями

Преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен довести до учащихся, и разъяснить им для чего в Вооруженных Силах используется понятие военно-учетная специальность.

При этом необходимо объяснить, что военно-учетная специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, имеет действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код), наименование, что облегчает воинский учет.

Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил.

Важно отметить, что подготовка граждан по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и образовательных учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и является обязательной для лиц, отобранных и направленных для обучения военным комиссариатом.

Перечень военно-учетных специальностей, по которым осуществляется подготовка граждан в общественных объединениях (образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации) и образовательных учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования, и соответствующих им классов основных сходных воинских должностей приведен в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста         17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений профессионального начального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям, определяется Министром обороны Российской Федерации.

Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью, включенной в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах.

                            Классы сходных воинских должностей

В соответствии с психологической классификацией (приложение №1 к настоящим Методическим рекомендациям) воинские должности, замещаемые солдатами и матросами, сержантами и старшинами, подразделяются с учетом однородности требований к индивидуально-психологическим качествам специалистов на классы основных сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические, и прочие воинские должности, не требующие особых профессионально важных психологических качеств.

Сведения о принадлежности отдельных воинских должностей (специальностей) солдат, матросов, сержантов и старшин к классам основных сходных воинских должностей приведены в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Командные воинские должности

Среди воинских должностей особо выделяются должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т.п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов. Каждая командная воинская должность содержит обязанности организатора, воспитателя и специалиста.

По обязанностям, правам, ответственности и требованиям к начальникам, организаторам и воспитателям подчиненных все командные воинские должности схожи между собой. Вместе с тем по обязанностям специалистов они существенно отличаются друг от друга. Командные воинские должности есть у операторов и связистов, у водителей и технологов, в подразделениях специального назначения и прочих. Так, должность командира мотострелкового отделения отличается от должности командира отделения гидроакустикой подводной лодки.

Все командные воинские должности схожи по общим обязанностям и ответственности командира отделения.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации указывается, что командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он является непосредственным начальником личного состава отделения.

Успешность выполнения обязанностей на командных должностях определяется наличием у сержантов и старшин совокупности глубоких и устойчивых знаний, умений и навыков, индивидуально-психологических качеств, необходимых начальнику и воспитателю подчиненных, высококлассному специалисту.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитыми организаторскими и познавательными (интеллектуальными) способностями, умением ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок, инициативностью, самообладанием, ответственностью, требовательностью, принципиальностью, самостоятельностью, ясной и разборчивой речью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): администратор, воспитатель, воспитатель профессионально-технического учебного заведения, дежурный по вокзалу, диспетчер, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационно-диспетчерского) пункта, инспектор военизированной охраны, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, мастер производственного обучения, менеджер, методист внешкольного учреждения, распределитель работ, руководитель кружка, тренер и т. п.

Операторские воинские должности

Современное вооружение и военная техника представляют собой совокупность разнообразных человеко-машинных систем, функционирующих при участии человека, под его контролем и руководством.

Нормальная работа человеко-машинных систем обеспечивается выполнением человеком операторских обязанностей. В этом состоит главное предназначение воинских операторских должностей. Без строгого, четкого и профессионального выполнения военнослужащим операторских обязанностей управление современными вооружением и военной техникой при их применении по предназначению становится неэффективным.

Деятельность операторов в различных образцах вооружения и военной техники различна. Но каждый ее вид обязательно включает в себя следующие стадии (операции): прием, оценку и переработку информации; принятие на основе этого соответствующих решений; действия по реализации этих решений; контроль результативности исполнения решений.

Операторская деятельность отличается от других видов труда тем, что оператор решает задачи управления, контроля, передачи или преобразования информации, взаимодействует с техникой, оружием или внешней средой не непосредственно, а опосредованно - с использованием средств отображения информации и органов управления.

В зависимости от содержания и характера выполняемых операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-диспетчеры, операторы-исследователи (операторы-наблюдатели, операторы ввода информации), операторы-технологи и др.

Операторы должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: точностью и быстротой зрительного (слухового) восприятия, точным глазомером, устойчивостью и концентрацией внимания, развитой оперативной памятью, быстротой мышления, умением выделить в информации главное, координацией движений руками, ответственностью и аккуратностью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): геодезист, гидрометнаблюдатель, гравер, градуировщик, диспетчер аэродромного диспетчерского (авиационного диспетчерского) пункта, измеритель электрических параметров радиодеталей, испытатель электрических машин, аппаратов и приборов, корректор, наборщик вручную, наборщик на машинах, наладчик геофизической аппаратуры, оператор передвижной сейсмической установки, оператор станков с программным управлением, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, оптик, оптик-механик, планиметрист, приборист, программист, радиометрист, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиооператор, радиотехник, радист-радиолокаторщик, сейсмолог, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра, техник-геодезист, техник-маркшейдер, техник по радионавигации, радиолокации и связи, техник-программист, топограф, фотограф, художник, чертежник, чертежник-конструктор, ювелир-монтировщик, юстировщик и т. п.

Воинские должности связи и наблюдения

Связь - основное средство управления войсками (силами) и оружием. Связь, представляет собой прием, передачу и распределение информации с помощью разнообразных технических средств.

По характеру передаваемых сообщений применяемой в войсках (силах) оконечной аппаратурой различают следующие виды связи:

*     телефонную;

*     видеотелефонную;

*     телеграфную;

*     телекодовую;

*     сигнальную.

В зависимости от используемых линейных средств и среды распространения сигналов связь делится на рода, в которые входят: проводная связь, радиосвязь, радиорелейная, тропосферная, космическая, оптическая, лазерная, гидроакустическая связь и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Одно лишь перечисление видов и родов связи показывает, насколько сложной и разнообразной является система связи. Без связи немыслимо не только управление войсками и силами, но и само их существование и функционирование. И как бы ни развивались и ни совершенствовались средства связи, ее центральным элементом были, есть и будут люди, исполняющие должности связистов. Четким, высококвалифицированным выполнением своих обязанностей связисты призваны обеспечить своевременность, надежность, достоверность и скрытность передаваемой и принимаемой информации.

Виды и рода связи дают представление о характере и содержании должностей связистов, которые предусмотрены буквально во всех структурах сложного военного организма. Потеря связи делает войска (силы) неуправляемыми, обрекает их на самые тяжелые последствия вплоть до поражения в вооруженной борьбе.

Связисты должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: острым слухом (зрением), точностью слухового (зрительного) восприятия, устойчивостью внимания, развитой оперативной памятью, развитым чувством ритма, выносливостью и подвижностью нервной системы, правильной дикцией, разборчивым почерком, подвижностью кистей и пальцев рук.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): артист оркестра, гидроакустик, звукооператор, звукооформитель радиовещания, звукорежиссер, испытатель электрических машин, аппаратов и приборов, оператор акустических испытаний, кабельщик-спайщик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, оператор звукозаписи, оператор электроакустических измерений, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиооператор, радиотелеграфист, радиотехник, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, телеграфист, телефонист, электромонтер связи, электромонтер станционного оборудования телеграфной связи, электромонтер стационарного оборудования телефонной связи и т. п.

Водительские воинские должности

Одной из основных черт современной армии, позволяющей ей успешно выполнять свое предназначение, является высокая мобильность войск (сил), т.е. их способность к быстрому передвижению до начала и в ходе боевых действий, к быстрому развертыванию в боевой (предбоевой) порядок. Обеспечить мобильность войск (сил) призваны машины, непосредственное управление движением которых осуществляют водители.

В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные транспортные средства, предназначенные для перевозки личного состава и военных грузов, транспортировки вооружения и военной техники, буксировки прицепов и полуприцепов различного назначения.

Деятельность водителей преимущественно мыслительно-двигательная, осуществляется на основе приобретенных умений и навыков в процессе управления подвижным объектом. Она дополняется рядом интеллектуальных действий, обусловленных необходимостью анализа складывающейся обстановки в условиях боя, и связана с большими статическими и динамическими нагрузками, переработкой значительного объема информации.

Водители должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: способностью к распределению и сохранению устойчивости внимания, быстрой сенсомоторной реакцией, подвижностью нервной системы, двигательной памятью, координацией движений руками и ногами.

Примеры родственных гражданских профессий: водитель автомобиля, водитель вездехода, водитель-испытатель, водитель погрузчика, водитель транспортно-уборочной машины, водитель троллейбуса, матрос, машинист автогрейдера, машинист бульдозера, машинист крана автомобильного, машинист крана (крановщик), машинист крана металлургического производства, машинист скрепера, машинист трубоукладчика, машинист экскаватора, машинист экскаватора одноковшового, машинист экскаватора роторного, рулевой (кормщик), тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, трелевщик и т. п.

Воинские должности специального назначения

Среди классов основных сходных воинских должностей выделяются должности специального назначения. Их отличие заключается в том, что деятельность военнослужащих на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто экстремальных условиях.

Воинские должности этого класса предназначены для решения особо ответственных боевых и учебно-боевых задач в условиях чрезвычайной напряженности и риска для жизни. Они преобладают в воздушно-десантных войсках, морской пехоте, разведывательных подразделениях, имеются в войсках радиационной, химической и биологической защиты.

Военная служба на должностях специального назначения, связанная с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками, предъявляет к солдатам, матросам, сержантам и старшинам повышенные требования.

Они должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: координацией движений, ловкостью, физической силой и выносливостью, решительностью, самообладанием, сообразительностью, смелостью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): взрывник на лесных работах, водолаз, водолазный специалист, газоспасатель, егерь, инкассатор, инструктор авиа пожарной команды, инструктор водолазного дела, инструктор-методист по туризму, инструктор-парашютист, инструктор парашютно-десантной подготовки, инструктор парашютной службы, мастер водолазных работ, охотник промысловый, парашютист-спасатель, парашютист-укладчик парашютов, спасатель, топограф и т. п.

Технологические воинские должности

Поддержание готовности и работоспособности образцов вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, осуществляющие их обслуживание и ремонт.

Обслуживание образцов вооружения и военной техники проводится в принудительном порядке через установленный промежуток времени, а ремонт по необходимости.

Обслуживание техники представляет собой комплекс мероприятий профилактического характера, направленных на создание наиболее благоприятных условий работы ее узлов и отдельных деталей, а также на выявление дефектов и предупреждение неисправностей.

Деятельность военнослужащих на технологических должностях осуществляется индивидуально или в составе небольших групп при значительных физических  и динамических нагрузках.

Военнослужащие для успешной военной службы на этих воинских должностях должны обладать следующими основными профессионально важными качествами: развитым наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, общеобразовательной и технической грамотностью.

Примеры родственных гражданских профессий (должностей): авиационный механик (техник) по планеру и двигателям, авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию, авиационный механик (техник) по радиооборудованию, аккумуляторщик, аппаратчик концентрирования кислот, газовщик, дезактиваторщик, лаборант, машинист паровых турбин, машинист электростанции передвижной, моторист (машинист), наладчик автоматов и полуавтоматов, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, оператор заправочных станций, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, радиотехник, сборщик электроизмерительных приборов, слесарь-механик по ремонту авиационных приборов, слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре, слесарь-механик электромеханических приборов и систем, слесарь-монтажник приборного оборудования, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, слесарь-электромонтажник, токарь, фрезеровщик, электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования, электромонтажник-наладчик, электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию, электромонтажник по электрическим машинам, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования и т. п.

Прочие воинские должности

К прочим воинским должностям относятся такие, которые не требуют от военнослужащих особых профессионально важных психологических качеств, например, заряжающий, кладовщик, писарь, повар (кок), помощник гранатометчика, стрелок, чертежник, и т. п.

                 Военная служба по призыву - как этап профессионализации личности

При проведении военно-профессиональной ориентации по овладению военно-учетными специальностями эффективным может быть подход к военной службе по призыву как к этапу профессионализации личности.

При этом преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен руководствоваться положением о том, что военно-профессиональная ориентация на воинские должности солдат, матросов, сержантов и старшин, замещаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, и учет ее рекомендаций при призыве на военную службу предоставляют возможность вписать процесс прохождения военной службы в общую стратегию трудового воспитания и профессионализации молодежи, целенаправленно использовать в армии и на флоте знания, навыки, психологические качества, приобретенные юношами в гражданских условиях, и создают основу для осуществления логически увязанного, единого в течение жизни процесса формирования их как профессионалов определенных профилей.

Военная служба, в этом случае, не прервет последовательное развитие способностей человека к той или иной деятельности, которые складывались на первых этапах жизненного пути, а, напротив, обеспечит их дальнейшее развитие и закрепление. Это, в свою очередь, явится предпосылкой высокомотивированного отношения молодежи к подготовке к военной службе и практическому выполнению обязанностей на конкретной воинской должности.

Такой подход особенно актуален при военно-профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений профессионального начального и среднего профессионального образования, которые в большинстве своем после завершения обучения призываются на военную службу.

Очевидно, что оптимальной ситуацией, предусматривающей учет, как интересов Вооруженных Сил, так и интересов граждан, получивших профессиональное начальное или среднее профессиональное образование, является такая, при которой они проходят военную службу по призыву на воинских должностях аналогичных или родственных их гражданским профессиям. В этом случае военная служба явится для них дополнительной школой профессионального мастерства и этапом профессиональной карьеры.

Поэтому одной из основных задач военно-профессиональной ориентации для преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, образовательных учреждений профессионального начального и среднего профессионального образования должно стать ознакомление учащихся с классами основных сходных воинских должностей и воинскими должностями, родственными тем гражданским профессиям, по которым осуществляется подготовка юношей в этих образовательных учреждениях.

Перечни профессий профессионального начального образования, специальностей среднего профессионального образования и соответствующих им классов сходных воинских должностей приведены в приложениях № 4 и № 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

Примеры воинских должностей, родственных некоторым профессиям рабочих, по которым осуществляется подготовка учащейся молодежи в образовательных учреждениях профессионального начального образования, приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 Примеры воинских должностей солдат, матросов, сержантов и старшин, родственных некоторым профессиям рабочих, по которым осуществляется подготовка учащейся молодежи в образовательных учреждениях профессионального начального образования

 

Наименование видов Вооруженных Сил и

воинских должностей

Наименование

профессии

Сухопутные войска мастер по ремонту радиолокационных станций, командир зенитной самоходной установки

Военно-воздушные силы - старший мастер по ремонту аппаратуры и оборудования АСУ

Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики

Ракетные войска стратегического назначения - командир отделения радиотехнической станции управления космическими объектами, дешифровщик телеметрии, оператор наведения антенных систем станции космической связи

Сухопутные войска - старший оператор ЭВМ подразделений реактивной артиллерии, топогеодезист-вычислитель (вычислитель) артиллерийского подразделения

Военно-воздушные силы - старший оператор автоматизированных систем управления

Военно-Морской Флот - оператор электронно-вычислительной техники, оператор контрольно-измерительного поста главной энергетической установки подводной лодки

Оператор электронно-вычислительных машин

Ракетные войска стратегического назначения - электрик проверочно-пускового электрооборудования и силовых агрегатов ракетных комплексов, механик дизельно-электрических станций, силовых и осветительных агрегатов технического и стартового комплексов

Сухопутные войска - электрик силовых электростанций, и другие примеры

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

 

 

В результате правильно проведенной военно-профессиональной ориентации у молодых людей, получивших начальное профессиональное или среднее профессиональное образование, должно быть сформировано осознанное стремление проходить военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, родственных уже имеющимся у них гражданским профессиям, должностям служащих, специальностям.

Для ознакомления учащихся с конкретными воинскими должностями солдат, матросов, сержантов и старшин преподавателю, ведущему подготовку по основам военной службы, следует использовать, имеющиеся в военном комиссариате своего района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования, Справочник специальностей (должностей) военнослужащих сержантского и солдатского состава Сухопутных войск с учетом их сходства с гражданскими специальностями /2/ и Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту /3/.

В этих справочниках содержатся сведения о предназначении воинских должностей, должностных обязанностях и условиях их выполнения, требования к профессионально важным индивидуально-психологическим качествам и образовательному уровню военнослужащих, наименования родственных (по предметам, целям, средствам, условиям труда и составу требований к человеку) гражданских профессий рабочих и должностей служащих.

Следует использовать также сведения о военной службе в Вооруженных Силах, видах Вооруженных сил и родах войск, воинских должностях и родственных гражданских специальностях, правовых основах военной службы, размещенные на странице Пресс-службы Минобороны России в глобальной информационной сети Интернет (электронный адрес: www.duti.mil.ru) и опубликованные в  периодической печати /4 18/.

Таким образом, овладение военно-учетной специальностью может рассматриваться, как этап профессионализации личности, как приобретение знаний, навыков, умений и опыта, применимых не только на военной службе, но и в гражданской жизни.

                               Требования, предъявляемые к военным специалистам

Информируя учащихся о военно-учетных специальностях, преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен разъяснить им требования, предъявляемые к военным специалистам.

Гражданин, призываемый на военную службу или направленный на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования по соответствующей специальности, должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации. С этой целью гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию, и с ним проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

На военную службу может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется - профессиональная пригодность):

1.      рекомендуется в первую очередь первая категория;

2.      рекомендуется вторая категория;

3.      рекомендуется условно третья категория;

4.      не рекомендуется четвертая категория.

При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

*     высокая нервно-психическая устойчивость;

*     хорошая нервно-психическая устойчивость;

*     удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

*     неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость (далее именуется нервно-психическая неустойчивость).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

Граждане, имеющие по результатам профессионального психологического отбора четвертую категорию профессиональной пригодности не могут быть:

*     направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;

*     направлены на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Граждане, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям).

Для успешного выполнения обязанностей на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин требуется, как правило, среднее (полное) общее, профессиональное начальное или среднее профессиональное образование.

                                 Формирование психологической готовности к призыву на военную службу

В процессе проведения военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетными специальностями решается важная задача по формированию у них готовности к призыву на военную службу.

На первом этапе формирования готовности к призыву на военную службу важную роль играет военно-профессиональное информирование, которое должно содержать информацию:

*     о нормативной правовой базе, определяющей прохождение военной службы и подготовку к ней (определена федеральными законами Об обороне, О воинской обязанности и военной службе, Положением О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе);

*     о комплектовании Вооруженных Сил, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления их на военную службу;

*     о статусе военнослужащих (устанавливается федеральным законом);

*     о том, где проходит военная служба по призыву (в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и войсках гражданской обороны, в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в органах Службы внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации).

Информация наряду с военно-патриотическим должна носить и профориентационный характер.

Необходимо довести до учащихся положение о том, что военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости, видом деятельности. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, указывается, что военная служба это особый вид государственной службы. Исходя из особого характера военной службы, определяется ее приоритет перед другими видами государственной службы и иной деятельностью граждан Российской Федерации.

Военная служба относится к числу наиболее сложной и трудной деятельности. Она не нормирована продолжительностью рабочего времени, регламентирована установленным порядком, правилами и нормами их соблюдения, требует от военнослужащих полной самоотдачи, высокого профессионализма и особой ответственности за выполнение широкого круга обязанностей. Кроме того, военная служба ограничивает многие права и свободы военнослужащего как человека и гражданина.

Военная служба как исполнение обязанностей военнослужащими и как специфическая область деятельности широка и многогранна.

Она включает в себя: участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения, а также при вооруженных конфликтах; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; участие в учениях и походах кораблей; выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной командировке; нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно; прохождение военных сборов; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно пропавшим или объявления его умершим; защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; иные действия военнослужащих, признанные судом совершенными в интересах общества и государства.

Военная служба включает в себя следующие основные элементы воинской деятельности: боевую подготовку, общественно-государственную подготовку, служебно-боевую деятельность и реальные боевые действия.

Боевая и общественно-государственная подготовка предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава Вооруженных Сил. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и военное время, имеет коллективную (групповую) и сугубо практическую (боевую) направленность с известной долей условности при организации и осуществлении ее мероприятий.

Процесс боевой и общественно-государственной подготовки в армейских и флотских условиях построен по принципу: знания для умений, когда военная техника и вооружение, способы их эксплуатации и боевого применения, а также гуманитарные дисциплины изучаются в таком объеме и на таком уровне, которые позволили бы военнослужащему сразу действовать практически, умело применять знания в повседневной жизни.

Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство (боевую службу), караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство (боевая служба) деятельность военнослужащих по обеспечению боевой готовности вооружения и военной техники к внезапному началу боевых действий. Боевое дежурство (боевая служба), указывается в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами.

Караульная служба предназначена для охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, боеприпасами, взрывчатыми веществами, другим имуществом, военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарном батальоне.

Внутренняя служба предназначена для поддержания в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих ее постоянную боевую готовность, учебу личного состава, организованное выполнение им других задач в повседневной деятельности и сохранение здоровья военнослужащих.

Реальные боевые действия воинская деятельность, осуществляемая непосредственно в условиях боя и направленная на поражение противника. Она характеризуется экстремальными условиями (опасность, быстрая смена обстановки и т.д.), реальным противодействием противника, специфическими средствами достижения целей (оружие, военная техника), интенсивными физическими и психическими нагрузками на военнослужащих.

Являясь на сегодняшний день основой комплектования Вооруженных Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, военная служба по призыву имеет важное значение для обеспечения боевой готовности соединений и воинских частей и накопления военно-обученных мобилизационных людских ресурсов.

При формировании у учащихся психологической готовности к военной службе по призыву определяющим для преподавателей, ведущих подготовку по основам военной службы, преподавателей-предметников, других должностных лиц образовательных учреждений должна явиться выработка у молодых людей соответствующих мотивов деятельности.

Предпосылкой высокомотивированного отношения учащейся молодежи к подготовке к военной службе является осознание того факта, что в ходе призыва на военную службу и последующей военной службы учитывается, полученная гражданином профессиональная подготовка. Армия и Флот целенаправленно используют полезные психологические качества, знания, навыки (в том числе, профессиональные), полученные юношами в гражданских условиях.

В современной непростой в отношении получения качественного образования обстановке подход к военной службе по призыву как этапу повышения своего профессионального мастерства является одним из важных факторов заинтересованности молодых людей в подготовке к военной службе. А для некоторых специальностей военная служба может оказаться единственной возможностью получения практического опыта профессиональной деятельности в сложных условиях, повышения своей квалификации.

Важной формой работы преподавателя, ведущего подготовку по основам военной службы, при формировании психологической готовности учащихся к военной службе по призыву является военно-профессиональное воспитание.

При этом оно должно быть направлено на формирование военно-профессиональных интересов и мотивов, развитие способностей, необходимых будущему воину.

Для этого следует использовать:

убеждение путем бесед и других форм занятий на историко-военные темы, доведение до сознания молодых людей положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, относящихся к военной службе, обязанностей и прав допризывников, призывников и военнослужащих;

устранение необоснованной боязни военной службы путем показа на фактах и примерах истинного, не искаженного в отрицательную сторону частью средств массовой информации и обывательскими слухами положения в войсках и на флотах. Эта работа должна проводиться также с родителями, в формальных и неформальных подростковых коллективах.

Наличие какого-либо мотива (мотивов) положительного отношения к военной службе и стремление к реализации этого мотива еще недостаточно, чтобы настроить молодого человека на военную службу. Необходимо, чтобы у него имелись качества, позволяющие успешно служить, овладевать определенной военно-учетной специальностью и эффективно выполнять профессиональные функции в любых характерных для воинской деятельности условиях. Такими качествами являются профессионально важные психофизиологические, психологические и социально-психологические качества, по которым осуществляется профессиональный психологический отбор на военную службу.

В процессе формирования психологической готовности учащихся к военной службе по призыву следует:

*     знакомить их с миром военных профессий, содержанием и условиями деятельности военных специалистов, ее требованиями к индивидуально-психологическим качествам человека;

*     формировать у молодых людей положительного отношения к военной службе как к дополнительной школе профессионального мастерства и этапу собственной профессиональной карьеры;

*     разъяснять молодежи права и обязанностей военнослужащих;

*     изучать направленность учащихся на призыв на военную службу, оказывать помощь по подготовке к призыву на военную службу.

*     При этом целесообразно организовывать:

*     выступление всех категорий военнослужащих перед учащимися;

*     распространение рекламных плакатов, альбомов, буклетов и видеороликов военно-профессиональной направленности;

*     посещение воинских частей, военных образовательных учреждений профессионального образования при проведении торжественных мероприятий, дней открытых дверей, спортивных праздников и военно-спортивных игр;

*     привлечение военнослужащих к военно-патриотической работе;

*     встречи выпускников образовательного учреждения -  военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, граждан, уволенных с военной службы, с учащимися этого образовательного учреждения.

При формировании психологической готовности учащихся к военной службе по призыву преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен использовать такие методы военно-профессиональной ориентации, как рассказ, беседу, игру и консультацию.

Военно-профессиональная игра как активный метод групповой профориентации, проводится по специальной программе активизирующих проф. ориентационных занятий. Первый цикл занятий по теме Психологические условия выбора военно-учетной специальности включает систему практических проблемных заданий, стимулирующих у молодежи анализ ситуации военно-профессионального самоопределения. Второй цикл Типичные ошибки при выборе военно-учетной специальности - содержит задания, при обсуждении которых выявляются затруднения юношей в процессе такого выбора. Третий цикл Как правильно выбрать военную профессию и специальность посвящен разбору конкретных ситуаций, возникающих в период военно-профессионального самоопределения.

Военно-профессиональная консультация при формировании психологической готовности учащихся к призыву на военную службу должна быть направлена на:

*     выявление профессионально важных качеств и психологических особенностей учащихся;

*     доведение требований военно-учетных специальностей к военнослужащим и оказание на основе этого помощи в выборе соответствующей военно-учетной специальности;

*     доведение рекомендаций по подготовке к конкретной военно-учетной специальности;

*     оказание помощи в разработке индивидуальной личностной программы профессионального самообразования и самовоспитания с учетом подготовки к военной службе;

*     активизация военно-профессионального самоопределения.

Комплексное применение форм и методов военно-профессиональной ориентации позволяет сформировать у учащихся направленность на овладение военно-учетными специальностями и повысить их психологическую готовность к военной службе. Система занятий способствуют интенсивному обогащению военно-профессиональными знаниями всех участников проф. консультационного взаимодействия, у молодежи вырабатывается правильная оценка проблем профессионального самоопределения. Проф. ориентационная консультация способствует интенсивному развитию личности, побуждает к самопознанию, самовоспитанию и самообразованию.

При проведении военно-профессиональной консультации учащихся преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, может использовать для выявления их военно-профессиональной направленности методики Дифференциально-диагностический опросчик (Е.А.Климова)/19/, Карта интересов и Профессионально-личностный опросчик (В.П.Петрова), приведенные в приложении № 6 к настоящим Методическим рекомендациям.

Формирование психологической готовности к обучению по программам подготовки  офицеров   запаса   на   военных   кафедрах   образовательных   учреждений профессионального высшего образования

Задача формирования психологической готовности молодежи к обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений профессионального высшего образования решается преподавателем, ведущим подготовку по основам военной службы, с применением методов и форм военно-профессиональной ориентации, используемых при ориентации учащихся на овладение военно-учетными специальностями. Но при этом следует учитывать, что молодой человек получит офицерскую военно-учетную специальность.

Проводя проф. ориентационную работу, следует информировать учащихся о том, что военные кафедры есть не во всех подобных образовательных учреждениях, а только в тех, которые включены в Перечень государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, в которых осуществляется обучение граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. № 768, и в которых подготовка офицеров запаса проводится по профилям, приведенным в приложении № 7 к настоящим Методическим рекомендациям.

Поступление в образовательное учреждение высшего профессионального образования вовсе не исключает дальнейшую профессиональную военную карьеру молодого человека. Получив не только гражданскую, но и военную специальность, при условии успешного овладения программой подготовки офицеров запаса на военной кафедре, гражданин пользуется рядом льгот (например, дополнительная стипендия за счет Министерства обороны Российской Федерации), получает вторую профессию, с ним может быть заключен контракт о прохождении военной службы на офицерской должности, что подразумевает гарантированное трудоустройство.

Целью военно-профессиональной ориентации на обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах является создание положительной мотивации учащихся на выбор офицерской профессии и формирование мобилизационного ресурса из лиц, имеющих не только необходимые образовательные навыки, но и реальный опыт работы в войсках.

Гражданин, обучающийся по очной форме обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный по состоянию здоровья к военной службе и отвечающий установленным Федеральным законом О воинской обязанности и военной службе требованиям, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.

Граждане, изъявившие желание заключить контракт об обучении по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями военных комиссариатов по месту воинского учета.

Контракт может быть заключен с гражданами, признанными военно-врачебными комиссиями по состоянию здоровья годными к военной службе по конкретным военно-учетным специальностям. Годность студентов к военной службе по военно-учетным специальностям летного состава определяется врачебно-летными комиссиями военных комиссариатов применительно к порядку освидетельствования кандидатов и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.

С целью определения соответствия гражданина установленным требованиям проводится профессиональный отбор и проверка уровня физической подготовки.

Зачисление граждан на военную кафедру при данном образовательном учреждении проводится после заключения ими контракта по форме, утвержденной Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации.

Граждане, заключившие контракт для прохождения обучения по программам подготовки офицеров запаса, по представлению начальника военной кафедры утверждаются приказом ректора (руководителя) образовательного учреждения.

Гражданин, не заключивший контракт, не может обучаться на военной кафедре по подготовке офицеров запаса.

Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Указанные программы могут предусматривать обучение граждан женского пола. Обучение граждан на военной кафедре включает в себя обязательные аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Учебная работа является основным видом деятельности военных кафедр по подготовке офицеров запаса и проводится в соответствии с утвержденными учебными программами, которые определяют организацию, научное и практическое содержание военной подготовки студентов, а также оптимальный объем теоретических и практических навыков, приобретаемых ими по установленной военной специальности. Программы включают планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего и итогового контроля за усвоением учебного материала в учебном заведении и на учебных сборах (стажировке) в воинских частях.

Граждане, зачисленные для прохождения обучения по программам подготовки офицеров запаса, распределяются по учебным взводам численностью не более 25 человек. Личный состав учебных взводов и их командиры из числа граждан назначаются приказом начальника военной кафедры.

Военная подготовка студентов, как правило, планируется и проводится один раз в неделю методом военного дня: 6 часов занятий, 2 часа самоподготовки и 30 минут на проведение политической информации и тренировок.

На военных кафедрах применяются следующие основные виды учебных занятий: лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, практические, лабораторные, тактико-строевые, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, тренировки, курсовые и контрольные работы, самостоятельная работа студентов и консультации.

Программы подготовки офицеров запаса при военных кафедрах предусматривают подготовку по командному, инженерному и техническому профилям, в том числе: тактическую, военно-техническую (военно-специальную), а также гуманитарную и общественную. Изучение студентами специальных дисциплин проводится на базе знаний, получаемых ими на гражданских кафедрах. Основой военного обучения является военно-профессиональная выучка.

Обучение граждан по военно-учетным специальностям, связанным с изучением иностранного языка, проводится на базе знаний, как правило, по основному (первому) иностранному языку, изучаемому в образовательном учреждении.

Зачисление для прохождения обучения на военной кафедре граждан, переведенных в установленном порядке из одного образовательного учреждения в другое или с вечернего (заочного) отделения на очное, рассматривается в каждом конкретном случае начальником военной кафедры и по его представлению объявляется приказом ректора (руководителя) образовательного учреждения.

На всех занятиях граждане непосредственно подчиняются командирам учебных взводов (отделений).

Граждане, проходящие обучение на военной кафедре, имеют право:

1.      на досрочную сдачу экзаменов и зачетов по предметам обучения с последующим освобождением от занятий на военной кафедре в текущем семестре;

2.      на участие в научных работах по военной тематике;

3.      на прохождение с разрешения начальника военной кафедры обучения по индивидуальным планам;

4.      на получение консультаций по правовым вопросам, касающимся обучения и военной службы.

Граждане, проходящие обучение на военной кафедре, обязаны:

1.      изучать военное дело и овладевать командными, методическими и практическими навыками по установленной военно-учетной специальности;

2.      соблюдать на занятиях требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и распорядка дня военной кафедры;

3.      прибывать на занятия опрятно одетыми и иметь аккуратную прическу;

4.      постоянно посещать занятия, предусмотренные программой обучения, принимать участие в мероприятиях, проводимых военной кафедрой;

5.      беречь имущество учебного заведения, бережно относиться к вооружению, военной технике и военно-учебному имуществу, соблюдать меры безопасности при обращении с оружием, работе с боевой техникой и в других случаях;

6.      соблюдать правила пожарной безопасности и режим секретности.

Студентам, проходящим военное обучение, ежемесячно выплачивается дополнительная стипендия за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 544.

В период прохождения студентами военного обучения к ним могут применяться следующие поощрения: снятие ранее наложенного взыскания; объявление благодарности; награждение грамотой, ценным подарком или деньгами; и дисциплинарные взыскания: выговор; строгий выговор; освобождение от военного обучения с расторжением контракта.

Студенты, не выполняющие условия контракта, по представлению начальника военной кафедры приказом ректора образовательного учреждения высшего профессионального образования освобождаются от военного обучения с расторжением контракта.

Учебные сборы (стажировки) студентов являются завершающим этапом военного обучения по получаемой военно-учетной специальности.

На учебные сборы (стажировки) направляются все студенты-мужчины, прошедшие полный курс военного обучения и сдавшие установленные зачеты и экзамены.

В период прохождения учебных сборов (стажировок) на студентов распространяются права и обязанности, призванных на военные сборы граждан, установленные действующим законодательством Российской Федерации, Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 605 (приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 422).

Время, необходимое для следования студентов на учебные сборы (стажировки) и обратно, в продолжительность сборов не засчитывается.

Студенты-мужчины, прошедшие полный курс военного обучения и учебные сборы в воинских частях, сдавшие выпускные экзамены по военному обучению, аттестуются на присвоение офицерского звания по запасу.

Студенты-женщины аттестуются на присвоение офицерского звания по запасу после прохождения курса военного обучения, стажировки, если она предусмотрена программой, и сдачи выпускного экзамена за курс военного обучения.

К государственному выпускному экзамену допускаются граждане, прошедшие полный курс обучения на военной кафедре и учебные сборы или стажировку.

Граждане, не сдавшие государственный выпускной экзамен по программам подготовки офицеров запаса, к присвоению офицерского звания не представляются.

             Формирование психологической готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта

Важным направлением в работе по военно-профессиональной ориентации для преподавателя, ведущего подготовку по основам военной службы, является ориентирование учащихся на занятия военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях.

Такое ориентирование предполагает разъяснение молодым людям именно военно-прикладного характера видов спорта, позволяющих развивать профессионально важные качества, необходимые военнослужащим для успешного прохождения военной службы в определенном виде, роде войск Вооруженных Сил, на определенных воинских должностях.

Цель военно-прикладных видов спорта воспитывать у гражданской молодежи волю и стремление к победе, совершенствовать способность выполнять разнообразные профессиональные приемы (действия) и упражнения, переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения в условиях спортивной борьбы.

Занятия военно-прикладными видами спорта способствуют формированию и поддержанию высокой морально-волевой, военно-специальной, психической и физической готовности гражданской молодежи к военной службе, а также готовности военнослужащих к боевой деятельности и боевой слаженности воинских подразделений.

К военно-прикладным видам спорта относятся:

*     авиационное многоборье;

*     авиационное пятиборье СИЗМ;

*     автомобильный спорт;

*     атлетическое двоеборье;

*     бег, ускоренное передвижение, метания;

*     военное троеборье ВТ-1;

*     военное троеборье ВТ-2;

*     военное четырехборье;

*     военное пятиборье СИЗМ (ВТ-1);

*     военное пятиборье ВТ-2;

*     военно-спортивное ориентирование;

*     гиревой спорт;

*     гребно-парусное многоборье;

*     гребля на шестивесельных ялах;

*     лыжный спорт;

*     морской пентатлон СИЗМ;

*     офицерское троеборье;

*     офицерское четырехборье;

*     парашютный спорт;

*     прикладное плавание и ныряние в длину;

*     перетягивание каната;

*     преодоление полосы препятствий;

*     рукопашный бой;

*     рукопашный бой (многоборье);

*     стрелковый спорт;

*     упражнения на специальных снарядах.

Занятия такими военно-прикладными видами спорта, как атлетическое двоеборье, военно-спортивное ориентирование, военное троеборье, военное четырехборье, военное пятиборье, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий и рукопашный бой развивают профессионально важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей специального назначения (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям). Автомобильный спорт развивает профессионально важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей водительские (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям). Гребля на шестивесельных ялах, морской пентатлон, прикладное плавание и ныряние в длину развивают профессионально важные качества, необходимые военнослужащим Военно-Морского Флота и т.д.

В соответствии с Федеральным законом О воинской обязанности и военной службе граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеют право заниматься военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях независимо от их ведомственной принадлежности.

Граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования, либо вправе выбрать при призыве на военную службу вид и род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы в соответствии со спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности в них.

Занятия граждан военно-прикладными видами спорта организуется в соответствии с Федеральным законом О физической культуре и спорте в Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

 Военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям

Военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования - это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, психологов, по оказанию помощи юношам в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Она направлена на формирование у гражданской молодежи сознательного выбора офицерской профессии, конкретной военной специальности и создание достаточного конкурса кандидатов на обучение.

В процессе военно-профессиональной ориентации молодым людям необходимо дать информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формировать их отношение к различным видам воинской деятельности, профессиональные интересы и стремление к осознанному выбору профессии офицера.

Информация об офицерских профессиях должна раскрывать основное содержание следующих профилей военно-профессиональной деятельности: организаторского (командного, управленческого), социально-педагогического, инженерно-технического, операторского, оперативно-штабного (диспетчерского), экстремального и обеспечивающего (приложение № 8 к настоящим Методическим рекомендациям).

При этом необходимо предоставлять информацию учащимся не только о самих офицерских профессиях, но и о гражданских специальностях, которые выпускники получают за время обучения, а также о квалификационных требованиях к каждому специалисту и необходимых профессионально важных качествах, воинских должностях, на которых проходят службу офицеры, системе льгот и компенсаций, а также о многом другом, что составляет непростую деятельность человека в офицерских погонах.

                                               Порядок подготовки и поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования

В качестве кандидатов для зачисления курсантами в военные образовательные учреждения профессионального образования могут рассматриваться граждане Российской Федерации, окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, из числа:

*     граждан, не проходивших военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет*;

*     граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до достижения ими возраста 24 лет;

*     военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), - по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет.

*     Кандидаты, поступающие:

*     в Военный институт физической культуры, должны иметь спортивные звания или спортивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта;

*     на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, должны иметь навыки игры на одном из инструментов духового оркестра.

В военно-медицинские институты для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших четыре курса государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по специальностям лечебное дело, педиатрия и медико-профилактическое дело, а по специальностям фармация и стоматология - три курса фармацевтических и стоматологических университетов, институтов (факультетов) в возрасте не старше 27 лет.

На Военно-ветеринарный факультет при Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии для продолжения обучения принимаются граждане Российской Федерации из числа студентов, окончивших четыре курса ветеринарных университетов, институтов (факультетов) в возрасте не старше 27 лет.

Лица из числа гражданской молодежи, желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, подают заявления в военный комиссариат района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального образования) по месту жительства до 20 апреля года поступления.

В заявлении указываются: фамилия, имя и отчество, год, число и месяц рождения, адрес местожительства, наименование военного образовательного учреждения профессионального образования и специальность, по которой кандидат желает обучаться.

К заявлению прилагаются: автобиография, характеристика с места учебы или работы, копия документа о среднем образовании (учащиеся представляют справку о текущей успеваемости), три фотографии (без головного убора, размером 4,5 / 6 см).

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и подлинный документ о среднем образовании представляются кандидатом в приемную комиссию военного образовательного учреждения профессионального образования по прибытии.

Предварительный отбор кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, проводится призывными комиссиями военных комиссариатов районов до 15 мая года поступления на учебу и включает определение их соответствия вышеизложенным требованиям, предъявляемым к поступающим, и пригодности к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по результатам медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора. На кандидатов, поступающих в вузы, отбор в которые производится после оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, оформляется соответствующий допуск.

Решение о направлении кандидатов в военные образовательные учреждения профессионального образования для прохождения профессионального отбора принимается призывными комиссиями военных комиссариатов районов, оформляется протоколом и объявляется кандидатам в десятидневный срок.

Учащиеся, являющиеся членами семей военнослужащих или лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу (работающих) в группе войск (воинских частях), дислоцированных за пределами Российской Федерации, могут подавать заявления с приложением вышеперечисленных документов на имя начальника соответствующего военного образовательного учреждения профессионального образования до 20 мая года поступления.

Приемные комиссии военных образовательных учреждений профессионального образования рассматривают поступившие документы кандидатов и принимают решение о допуске к профессиональному отбору. Решение доводится до кандидатов через соответствующие военные комиссариаты до 20 июня года поступления на учебу с указанием времени и места вступительных испытаний  или причин отказа.

Профессиональный отбор кандидатов для зачисления в военные образовательные учреждения профессионального образования курсантами проводится приемными комиссиями (выездными приемными комиссиями)* и включает:

              определение годности кандидатов к поступлению по состоянию здоровья;

              вступительные испытания, состоящие из:

              определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования;

              оценки уровня физической подготовленности кандидатов;

              оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов.

Уровень общеобразовательной подготовленности кандидатов определяется путем проведения вступительных экзаменов по предметам (дисциплинам) согласно Перечня предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены (таблица 2), в объеме программ среднего (полного) общего образования.

Таблица 2 Перечень предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены*

 

Наименование военного образовательного учреждения профессионального образования, профилей и специальностей подготовки

Наименование предметов (дисциплин), по которым проводятся вступительные экзамены

Военный университет. Специальности:

Социология

Социальная работа

Юриспруденция

 

Психология

 

Журналистика

Социально-культурная деятельность

Международная журналистика

Лингвистика

 

Русский язык и литература (письменно). История России (устно).  Обществознание (устно)*

Русский язык и литература (письменно)*. История России (устно). Обществознание (устно)

Русский язык и литература (письменно). История России (устно).  Биология (устно)*

Русский язык и литература (письменно и устно)*. История России (устно)

Русский язык и литература (письменно и устно). Иностранный язык (комплексный)*

  Военные образовательные учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку по специальности Лингвистика

Русский язык и литература (письменно и устно). Иностранный язык (комплексный)*

 Военные образовательные учреждения профессионального образования финансового профиля. Специальности: Финансы и кредит, Бухгалтерский учет и аудит

Русский язык (письменно). Математика (письменно и

устно)*

 

Военно-медицинская академия

Русский язык (письменно). Биология (устно)*. Химия (устно)

Военный институт физической культуры

Русский язык (письменно). Биология (устно). Физкультура и спорт (практически)*

Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории

Инструменты военного оркестра и дирижирование (практически). Гармония и сольфеджио (письм. и устно)*. Русский язык (письм.)

Остальные военные образовательные учреждения высшего профессионального образования

Русский язык (письменно). Математика (письменно)*.

Физика (устно)

Кандидаты, поступающие в вузы радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты, тыла и химический факультет высшего Военно-морского инженерного института вместо экзамена по физике сдают экзамен по химии (устно)*

Факультеты военных образовательных учреждений профессионального образования, реализующие программы среднего профессионального образования

Русский язык (письменно). Математика (письменно)*

 

-               На подготовку к каждому вступительному экзамену кандидатам предоставляется не менее двух дней. До начала вступительных экзаменов для кандидатов проводятся консультации, разъясняются порядок проведения вступительных экзаменов и предъявляемые требования.

-                Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу в военные образовательные учреждения профессионального образования проводится в период с 1июля по 30 июля**.

-                Кандидаты, успешно прошедшие профессиональный отбор, заносятся в конкурсные списки и по результатам конкурса зачисляются на учебу в военное образовательное учреждение профессионального образования.

-               Вне конкурса зачисляются успешно прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа:

               детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

              граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

              граждан, уволенных с военной службы и поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования по рекомендациям командиров воинских частей;

              участников боевых действий;

              граждан, которым в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения профессионального высшего образования;

              других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения профессионального высшего образования.

Преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:

              граждан, имеющих преимущественное право при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с Законом РСФСР от 15 мая 1991 г. № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

              граждан, уволенных с военной службы;

              детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

              детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;

              детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;

              других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования.

              От проверки знаний по общеобразовательным предметам освобождаются кандидаты из числа:

              лиц, окончивших с медалями (золотой или серебряной) За особые успехи в учении имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лиц, окончивших с отличием имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования (лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдавать экзамены по общеобразовательным предметам на общих основаниях);

              других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Зачисленные кандидаты приказами начальников образовательных учреждений, назначаются на воинские должности курсантов с 1 августа года поступления на учебу. Тем из них кто не имел воинских званий, присваивается воинское звание рядовой или матрос. Они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса обучения, с ними заключается контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет службы после его окончания.

Нормативный срок обучения - 5 лет, по отдельным специальностям командного профиля - 4 года, по медицинским специальностям - до 7 лет.

За время обучения курсанты приобретают фундаментальные знания в области гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, обще профессиональных и специальных дисциплин в объеме требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Они получают необходимую военно-профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям. На тактических занятиях и учениях в поле, в морских походах, при работе с вооружением и военной техникой, а также в ходе войсковой (флотской) стажировки курсанты приобретают практические навыки, необходимые офицеру для исполнения служебных обязанностей.

Для отлично и хорошо успевающих курсантов предусмотрены льготы и поощрения, направленные на стимулирование добросовестного учебного труда.

Выполнившим все требования учебного плана и успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию присваивается квалификация (инженера, программиста, экономиста, юриста, врача и т.д.) по полученной специальности, выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании и присваивается офицерское воинское звание (лейтенант).

Курсантам, окончившим военное образовательное учреждение профессионального образования с золотой медалью и (или) с дипломом с отличием, выплачивается единовременное денежное вознаграждение. Они пользуются преимущественным правом выбора места службы в пределах установленной для военного образовательного учреждения профессионального образования разнарядки.

Особенности военно-профессиональной ориентации на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям

При проведении военно-профессиональной ориентации учащихся на поступление в военные образовательные учреждения профессионального образования необходимо информировать молодых людей о том, что:

многие выдающиеся исторические деятели России имели офицерское звание;

военная служба на должностях офицеров в корне отличается от службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (больше свободы, но больше и ответственности);

офицер как правило, всегда начальник;

можно получить престижную специальность, при этом существуют широкие возможности для дальнейшей самореализации и продвижения по службе, получения новых знаний;

граждане, которым в установленном порядке присвоены первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуются преимущественным правом при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования;

общими профессионально важными качествами для всех офицеров являются: высокие нравственные качества, честность, скромность, дисциплинированность, военно-профессиональная направленность, профессиональная подготовленность, общая культура, умение работать с людьми и обучать личный состав, требовательность к себе и подчиненным, принципиальность, нетерпимость к недостаткам, высокая нервно-психическая устойчивость;

для офицеров существует развитая система социальных гарантий, льгот и компенсаций взамен ограничения их прав и свобод;

в зависимости от специальности военнослужащим, проходящим военную службу на офицерских должностях, могут предоставляться дополнительные материальные блага и преимущества по службе.

Преподаватель, ведущий подготовку по основам военной службы, должен обладать сведениями о военных образовательных учреждениях профессионального образования (перечень военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации с указанием адресов приведен в приложении № 9 к настоящим Методическим рекомендациям) для соответствующего информирования учащихся.

Следует учитывать, что система военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации продолжает реформироваться. Дополнительную информацию о каждом конкретном военном образовательном учреждении профессионального образования можно получить в военном комиссариате.

В качестве наиболее действенных форм и методов работы по ориентации учащихся на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны:

              организовывать их военно-профессиональное консультирование рекомендовать учащемуся пройти профессиональную консультацию у специалиста по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата или в территориальном центре профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Минтруда России;

              организовывать выступления офицеров и курсантов военных образовательных учреждениях профессионального образования перед учащимися;

              распространять среди учащихся плакаты, альбомы, буклеты, рекламные видеофильмы с информацией о военных образовательных учреждениях профессионального образования, учебе курсантов и их службе;

              организовывать посещения учащимися торжественных мероприятий спортивных праздников, показательных учений и тренировок курсантов в военных образовательных учреждениях профессионального образования;

              участвовать в организации и проведении занятий с учащимися в юношеских военно-патриотических школах на базе образовательных учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования.

Встречи и беседы курсантов с молодежью по месту проведения ими зимних каникул дают хорошие результаты. Встреча курсанта - бывшего учащегося школы, профессионально-технического училища, техникума с учащимися, образцовый внешний вид, хорошо продуманная беседа - вот те факторы, которые будут способствовать стремлению к поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования у многих юношей, желающих связать свою жизнь с военной службой.

Работа летнего оборонно-спортивного оздоровительного лагеря для молодежи на базе военного образовательного учреждения профессионального образования несомненно активизирует военно-профессиональную ориентацию старшеклассников, внесет динамизм в дело военно-патриотического воспитания молодежи, и явится достаточно эффективным мероприятием по формированию военно-профессиональной направленности, устойчивых мотивов у молодежи при выборе профессии офицера.

                _________________________________________________________________________________________

* Возраст поступающих на учебу лиц, указанных в этом пункте, определяются по состоянию на момент поступле­ния в военное образовательное учреждение профессионального образования.

* Выездные приемные комиссии военных образовательных учреждений профессионального образования при необходимости формируются Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации для проведения вступительных испытаний с кандидатами из отдаленных регионов.

* Экзамен по русскому языку (письменно) проводится в форме изложения или диктанта, экзамен по русскому языку и литературе (письменно) проводится в форме сочинения. Экзамены, отмеченные (*) являются профильными.

** Точные сроки проведения профессионального отбора в конкретные военные образовательные учреждения профессионального образования необходимо уточнять в военном комиссариате по месту жительства.

 



* Возраст поступающих на учебу лиц, указанных в этом пункте, определяются по состоянию на момент поступле­ния в военное образовательное учреждение профессионального образования.

* Выездные приемные комиссии военных образовательных учреждений профессионального образования при необходимости формируются Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации для проведения вступительных испытаний с кандидатами из отдаленных регионов.

* Экзамен по русскому языку (письменно) проводится в форме изложения или диктанта, экзамен по русскому языку и литературе (письменно) проводится в форме сочинения. Экзамены, отмеченные (*) являются профильными.

** Точные сроки проведения профессионального отбора в конкретные военные образовательные учреждения профессионального образования необходимо уточнять в военном комиссариате по месту жительства.

 

 

 

 

Используются технологии uCoz