МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации учащихся могут использоваться:

*  методы формирования у учащихся необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);

*  методы организации познавательной и практической деятельности учащихся (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);

*  методы стимулирования ориентации учащихся на подготовку к военной службе (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);

*  методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Для формирования военно-профессиональной направленности учащихся необходимо широко использовать метод убеждения.

Убедить - значит привлечь внимание к идеям, положениям, сформировать интерес к ним, развить желание и потребность овладеть ими, осуществить соответствующие убеждающие действия.

Мероприятия по военно-профессиональной ориентации учащихся должны быть тесно связаны с их военно-патриотическим воспитанием, входить в общую систему формирования у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Поэтому все проводимые в образовательном учреждении мероприятия по военно-патриотическому воспитанию молодежи, будут способствовать формированию и военно-профессиональной направленности учащихся. Необходимо использовать эти мероприятия (например, военно-спортивные игры, дни призывника, дни памяти, проводы призывников на военную службу, показ молодежи воинского мастерства военнослужащих, посещения воинских частей и др.) и с целью военно-профессиональной ориентации.

Основными формами военно-профессиональной ориентации учащихся являются: военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация /1/.

Военно-профессиональное просвещение предусматривает доведение до учащихся сведений о военных профессиях, воинских должностях и специальностях с целью формирования у них знаний о различных видах военно-профессиональной деятельности, военно-профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору военной профессии, воинской должности, специальности.

Составными частями военно-профессионального просвещения являются: военно-профессиональная информация, военно-профессиональная агитация и военно-профессиональная пропаганда.

Военно-профессиональная информация направлена на ознакомление граждан с миром военных профессий, различными видами воинского труда, военно-учетными специальностями, требованиями к индивидуальным качествам военного специалиста, особенностями подготовки, родственными гражданскими специальностями, возможностями духовного и физического развития граждан в процессе военной службы.

Военно-профессиональная агитация призвана ориентировать учащихся на овладение теми военно-учетными специальностями, в которых у Вооруженных Сил существует потребность. Ее задача - воздействуя на сознание и настроения молодежи с целью привлечения ее к активному овладению основами военной службы и военно-учетными специальностями, вызвать интерес, сформировать положительное отношение к военной службе на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, к обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.

Военно-профессиональная пропаганда направлена на разъяснение и обоснование знаний, идей о святости долга по защите Отечества, почетности военной службы, жизненной необходимости личного участия в судьбе Родины, в обеспечении ее военной безопасности, безопасности своих родных и близких, на формирование осознанного стремления к прохождению военной службы и овладению военной специальностью.

Военно-профессиональная пропаганда направлена также на распространение знаний о содержании и методах военно-профессиональной ориентации среди преподавателей образовательных учреждений, родителей, обобщение и внедрение в практику лучшего опыта работы с учащимися по формированию готовности к осознанному, обоснованному выбору военной профессии, воинской должности.

Важной формой военно-профессиональной ориентации является военно-профессиональное воспитание развитие профессиональных интересов и склонностей учащихся, достижение осознания ими своих способностей, формирование положительного отношения к военной службе по призыву, мотивов выбора военной профессии, а также получение военно-профессионального начального опыта.

Военно-профессиональное воспитание является частью военно-патриотического воспитания молодых граждан и направлено на формирование у них осознанного отношения к военной службе как гражданской обязанности, закрепленного в сознании в виде убеждений, идеалов и социальных установок.

При проведении военно-профессиональной ориентации учащихся в форме военно-профессионального воспитания определяющим должно являться формирование соответствующих мотивов деятельности (совокупности мыслей и чувств, побуждающих людей к определенным действиям).

Формирование мотивов в русле общей методологии военно-профессиональной ориентации должно осуществляться с учетом:

1.  закона относительно большей силы мотивов достижения по сравнению с мотивами избежания наказания;

2.  закона возрастания силы мотива при целенаправленной деятельности по мере приближения к цели;

3.  закона экстремума мотивационного воздействия (т.е. чрезмерно сильное или длительное воздействие может вызвать прямо противоположный эффект);

4. закона позитивного эффекта опосредованного мотивационного воздействия (лучше, в ряде случаев, не убеждать человека, а исподволь подводить его к принятию желаемого мотива как бы самостоятельно).

             Предпосылкой высоко мотивированного позитивного отношения учащейся молодежи к военной службе может служить осознание ими того факта, что в ходе военной службы по призыву учитывается, полученная гражданином профессиональная подготовка. Вооруженные Силы целенаправленно используют полезные психологические качества, знания, навыки, умения (в том числе профессиональные), полученные юношами до призыва на военную службу.

             Поэтому военно-профессиональное воспитание учащейся молодежи должно быть направлено на:

1.  формирование мотивов исполнения воинской обязанности, самореализации в воинской деятельности (стремление стать военнослужащим, овладеть определенной военно-учетной специальностью (воинской должностью)), подражания или солидарности с товарищами, друзьями, желающими стать военнослужащими;

2. доведение до сознания учащихся того факта, что военная служба - возможный этап профессионального совершенствования специалиста, возможность получения практического опыта и повышения квалификации в уже избранной гражданской профессии;

3.  формирование стремления получить специальность, которая пригодится и после увольнения с военной службы, повысит конкурентоспособность на рынке труда;

4.  формирование стремления активно, деятельно реализовать свое положительное отношение к военной службе путем занятий военно-прикладными видами спорта, подготовки к поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, развития необходимых для успешной военной службы профессионально важных качеств;

5. стимулирование принятия решения о выборе военной карьеры как своего жизненного пути;

6. формирование внутреннего согласия с необходимостью пройти военную службу по призыву.

             Военно-профессиональное консультирование проводится с учетом индивидуальных особенностей учащегося, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и профессиональной подготовленности, а также, исходя из требований, предъявляемых к человеку различными видами воинской деятельности. Его цель - на основании определения профессиональной направленности молодого человека предоставить ему рекомендацию о выборе военной профессии, воинской должности, специальности, военного образовательного учреждения профессионального образования.

При проведении военно-профессионального консультирования решаются следующие задачи:

*  диагностика профессионально важных индивидуально-психологических качеств и психологических особенностей учащихся;

*  подготовка практических рекомендаций по выбору конкретной военной профессии (военно-учетной специальности);

*  переориентация юношей в случае, если специальность выбрана без учета индивидуально-психологических качеств;

*  разработка индивидуальной программы профессионального самообразования и самовоспитания;

*  оптимизация военно-профессионального самоопределения.

Такая система форм и методов военно-профессионального консультирования позволяет активизировать практически всех юношей. У них вырабатывается правильная оценка проблем профессионального самоопределения. Военно-профессиональное консультирование способствует также развитию личности, побуждает к самопознанию, самовоспитанию и самообразованию.

В настоящее время в качестве самостоятельной формы на рынке труда выступает реклама, представляющая собой совокупность методов и приемов воздействия на различные социальные общности, группы, с целью представления им выгодной для рекламодателей информации в наиболее доступной форме, по наиболее эффективным каналам ее передачи.

В целях военно-профессиональной ориентации граждан при помощи рекламы могут решаться следующие задачи:

информирование молодежи о военных образовательных учреждениях профессионального образования, военно-учетных специальностях и воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;

сообщение о преимуществах военной службы по контракту, ее условиях, разновидностях и особенностях;

популяризация военной службы среди населения.

Широкие возможности по внедрению новых форм и методов военно-профессиональной ориентации при работе с учащейся молодежью предоставляют быстроразвивающиеся радио-, видео-, компьютерные информационные технологии, которые также необходимо учитывать преподавателям в своей деятельности.

Осуществляя выбор конкретных средств, больше внимания следует уделять нестандартным подходам: игровым формам, тренингам, видео- и компьютерной информации, посещению воинских частей и военных образовательных учреждений профессионального образования, созданию клубов, кружков военно-профессиональной направленности, а также использовать и другие формы внеурочной работы с молодежью.

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации должны учитываться следующие основные принципы.

Принцип сознательности предусматривает хорошее знание каждым гражданином особенностей выбираемой военной профессии (военно-учетной специальности) (что должен знать и уметь военный специалист, какие требования предъявляет воинская деятельность к его физическим и психическим качествам, каковы условия военного труда, как осуществляется подготовка, каковы перспективы профессионального роста) и собственных интересов, склонностей и способностей. Данный принцип предполагает также необходимость предоставления молодому человеку возможности практически проверить свои возможности в деятельности близкой к той, которую ему предстоит выполнять в избранной военной профессии.

Принцип свободы выбора предполагает, что общество заинтересовано в том, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность определиться в той области военно-профессиональной деятельности, в которой он смог бы полнее проявить свои способности и добиться положительных результатов деятельности. Вместе с тем свободный выбор военной профессии, реализуемый личностью в ходе профессионального самоопределения, не должен осуществляться стихийно. Важнейшая задача военно-профессиональной ориентации вызвать у молодых людей устойчивый интерес к профессии офицера, воинским должностям солдат, матросов, сержантов и старшин.

Принцип системности заключается в создании единой системы военно-профессиональной ориентации молодежи на основе увязки всех ее элементов:

организационных, отражающих взаимодействие организаций и учреждений, их представителей, занимающихся военно-профессиональной ориентацией граждан;

методических, заключающихся в выборе оптимального набора методов, средств и форм воспитания учащихся в ситуации военно-профессионального самоопределения; содержательных, представляющих различные подходы к проф. ориентационной работе (военно-профессиональная ориентация как процесс самоопределения учащегося, как руководство выбором военной профессии, как побуждение молодого человека к активному самоопределению, как формирование его готовности к выбору военной профессии с точки зрения знаний условий труда и требований конкретной профессии);

непосредственно самой личности, находящейся на этапе профессионального самоопределения.

Принцип динамичности - предполагает поэтапный подход к решению каждой из задач военно-профессиональной ориентации, тщательный учет особенностей возрастного и социального развития молодого человека на различных отрезках движения его сознания к моменту окончательного профессионального самоопределения. Важнейшим результатом практической реализации принципа динамичности следует рассматривать осуществление ранней или заблаговременной ориентации граждан на определенные виды военно-профессиональной деятельности, в том числе на военные специальности. Этот принцип требует также учета и умелого использования в процессе профессионального воспитания молодых граждан отдельных возрастных периодов, когда те или иные группы индивидуально-психологических качеств развиваются особенно интенсивно.

Принцип индивидуального подхода - требует обязательного соответствия психолого-педагогического воздействия особенностям человека. Каждый гражданин - это личность со свойственными ей индивидуальными чертами: уровнем сознательности, культуры, жизненного опыта, своими интересами, способностями, характером, темпераментом, привычками, физическим развитием и т. д. Поэтому в работе по военно-профессиональной ориентации к каждому из них нужен индивидуальный подход.

 

 

 

Используются технологии uCoz