Целями
военно-профессиональной ориентации учащихся являются:
формирование
военно-профессиональной направленности личности;
развитие
способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по
отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления
представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими
должностями и военно-учетными специальностями;
содействие
непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности в
области военно-профессиональной деятельности.
При
проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации в образовательных
учреждениях на различных этапах в зависимости от вида ориентации и решаемых
задач могут ставиться и достигаться следующие промежуточные цели по
формированию:
военно-профессиональных интересов и мотивов;
готовности к
изучению основ военной службы;
готовности к
овладению военно-учетными специальностями;
готовности к
военной службе по призыву;
готовности к
обучению в военном образовательном учреждении профессионального образования по
соответствующей специальности;
готовности к
занятиям военно-прикладными видами спорта;
готовности к
обучению по программе подготовки офицеров запаса на
военных кафедрах образовательных учреждений профессионального высшего
образования.
При
организации и проведении военно-профессиональной ориентации учащихся
рекомендуется учитывать следующие этапы:
первый
этап
организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий для решения
задач определенной проф. ориентационной цели. Он включает: определение основной
и промежуточных целей деятельности, выбор средств, методов и приемов, подготовку
организаторов и исполнителей, намеченных проф. ориентационных
мероприятий;
второй
этап -
заключается в непосредственном проведении проф. ориентационных
мероприятий;
на третьем
этапе
осуществляется
контроль эффективности и действенности проведенных мероприятий, проводится
коррекция планов в соответствии с ситуацией, осуществляется психологическая
поддержка при самоопределении учащегося по отношению к военно-профессиональной
деятельности.
Следует
отметить, что данные этапы являются условными и не имеют четко обозначенных
временных границ.
Для достижения целей
военно-профессиональной ориентации преподаватели, ведущие подготовку по основам
военной службы, другие должностные лица образовательных учреждений должны решать
следующие задачи:
содержательные:
1.
анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения,
наличие военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности
учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной
службе);
2.
формирование военно-профессиональной мотивации (решается средствами
военно-профессионального воспитания);
3.
формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности
(пути решения: получение знаний об основах военной службы, военно-учетных
специальностях; занятия военно-прикладными видами спорта; получение опыта
профессиональной деятельности по гражданской специальности, родственной
военной);
4.
формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно
военно-профессиональной деятельности (решается средствами военно-патриотического
воспитания и военно-профессионального просвещения);
5.
информирование о связи военно-учетных специальностей, военных профессий с
другими областями профессиональной деятельности (решается путем
военно-профессионального информирования и проведением военно-профессионального
консультирования);
6.
помощь в определении дальней военно-профессиональной цели
(военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание,
профессиональное консультирование; формирование психологической готовности к
военной службе по призыву);
7.
помощь в определении военно-профессиональных ближайших целей, как этапов и путей
достижения дальней цели (формирование психологической готовности к: призыву на
военную службу, овладению военно-учетной специальностью, поступлению в военное
образовательное учреждение профессионального образования, обучению по программам
подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений
профессионального высшего образования, занятиям военно-прикладными видами
спорта) (решается комплексным применением всех форм и методов
военно-профессиональной ориентации);
8.
определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих достижение
военно-профессиональных целей (психологическая диагностика; профессиональное
консультирование; военно-профессиональная информация, военно-профессиональная
пропаганда);
9.
определение резервных вариантов достижения военно-профессиональной цели
(решается в процессе профессионального консультирования);
10.
помощь в начале практической реализации профессионального плана по достижению
военно-профессиональной цели (оказывается, через взаимодействие с военным
комиссариатом, территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и
психологической поддержки населения Минтруда России, профессиональное
консультирование, психологическую поддержку);
организационные:
1.
взаимодействие с военными комиссариатами, воинскими частями, военными
образовательными учреждениями профессионального образования, территориальными
центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки
населения Минтруда России, средствами массовой информации;
2.
взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательных учреждений в
проведении мероприятий по ознакомлению учащихся с миром военных
профессий;
3.
участие в совершенствовании материально-технических средств, форм и методов
военно-профессиональной ориентации учащихся;
4.
создание условий для практического ознакомления учащихся с особенностями военной
службы и проверки их военно-профессиональной
направленности;
5.
представление в военные комиссариаты сведений о подготовке граждан по основам
военной службы, а также информации на граждан, подлежащих первоначальной
постановке на воинский учет, в целях оптимального распределения призывников по
видам, родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.
Федеральным законом О воинской
обязанности и военной службе в качестве обязательной подготовки к военной
службе для граждан мужского пола в течение последних двух лет обучения в
образовательных учреждениях предусмотрена подготовка по основам военной службы и
проведение с ними учебных сборов в конце
последнего года обучения.
В соответствии с
разработанными примерными тематическими планами изучения раздела Основы военной
службы курса Основы безопасности жизнедеятельности для образовательных
учреждений среднего (полного) общего образования и профессионального начального
образования и дисциплины Основы военной службы для образовательных учреждений
среднего профессионального образования военно-профессиональная ориентация
учащихся должна проводиться преподавателями, ведущими подготовку по основам
военной службы, при раскрытии следующих тем
этих планов:
Организационная структура Вооруженных Сил; Виды Вооруженных Сил, рода войск.
История их создания и предназначение. Другие войска, их состав
и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской
Федерации по военному строительству; Обязательная подготовка граждан к военной
службе; Прохождение военной службы по призыву; Прохождение военной службы по
контракту; Военнослужащий -
специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой; Требования
воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально психологическим
и профессиональным качествам гражданина; Как стать офицером Российской
армии.
При
проведении занятий по указанным темам следует обращать внимание учащихся на
многообразие мира военных профессий, особенности профессиональной деятельности
различных военных специалистов.
Следует
выявлять и подчеркивать аналогии между военными и гражданскими специальностями,
знакомить учащихся с классами основных сходных воинских должностей, воинскими
должностями и родственными гражданскими профессиями.
Необходимо,
ориентируясь на специальности, по которым осуществляется подготовка учащихся в
образовательных учреждениях профессионального начального и среднего
профессионального образования, построить изложение тем так, чтобы юноши получили
дополнительную информацию о видах и родах войск Вооруженных Сил, воинских
должностях, при прохождении военной службы на которых могут быть востребованы их
(учащихся) профессиональные знания умения и навыки. Следует
обращать особое внимание на те воинские должности, которые дают возможность
профессионального
роста, получения более высокого разряда (класса) в гражданской
специальности.
При
проведении учебных сборов, предусмотренных в рамках подготовки граждан по
основам военной службы, преподавателям, ведущим подготовку по основам военной
службы, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью военных
специалистов. При изучении тем: Военнослужащий специалист, в совершенстве
владеющий военной техникой; Размещение и быт военнослужащих; Организация
караульной службы, обязанности часового; Огневая подготовка; Тактическая
подготовка, следует обращать внимание учащихся на деятельность военнослужащих
как специалистов, эксплуатирующих сложную военную технику, на те образцы военной
техники и тех военнослужащих, чья деятельность пересекается с профессиональными
интересами учащихся.