Цели, этапы, задачи ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Целями военно-профессиональной ориентации учащихся являются:

*      формирование военно-профессиональной направленности личности;

*      развитие способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями;

*      содействие непрерывному росту профессионализма и достижению самореализации личности в области военно-профессиональной деятельности.

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации в образовательных учреждениях на различных этапах в зависимости от вида ориентации и решаемых задач могут ставиться и достигаться следующие промежуточные цели по формированию:

*      военно-профессиональных интересов и мотивов;

*      готовности к изучению основ военной службы;

*      готовности к овладению военно-учетными специальностями;

*      готовности к военной службе по призыву;

*      готовности к обучению в военном образовательном учреждении профессионального образования по соответствующей специальности;

*      готовности к занятиям военно-прикладными видами спорта;

*      готовности к обучению по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений профессионального высшего образования.

При организации и проведении военно-профессиональной ориентации учащихся рекомендуется учитывать следующие этапы:

      первый этап организационный, связан с планированием и подготовкой мероприятий для решения задач определенной проф. ориентационной цели. Он включает: определение основной и промежуточных целей деятельности, выбор средств, методов и приемов, подготовку организаторов и исполнителей, намеченных проф. ориентационных мероприятий;

второй этап - заключается в непосредственном проведении проф. ориентационных мероприятий;

на третьем этапе осуществляется контроль эффективности и действенности проведенных мероприятий, проводится коррекция планов в соответствии с ситуацией, осуществляется психологическая поддержка при самоопределении учащегося по отношению к военно-профессиональной деятельности.

Следует отметить, что данные этапы являются условными и не имеют четко обозначенных временных границ.

Для достижения целей военно-профессиональной ориентации преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, другие должностные лица образовательных учреждений должны решать следующие задачи:

         содержательные:

1.      анализ уровня военно-профессиональной мотивации (определение мотивов поведения, наличие военно-профессиональных интересов, склонностей, уровня готовности учащихся к обязательной и добровольной подготовке к военной службе);

2.      формирование военно-профессиональной мотивации (решается средствами военно-профессионального воспитания);

3.      формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности (пути решения: получение знаний об основах военной службы, военно-учетных специальностях; занятия военно-прикладными видами спорта; получение опыта профессиональной деятельности по гражданской специальности, родственной военной);

4.      формирование ценностно-нравственной основы самоопределения учащихся относительно военно-профессиональной деятельности (решается средствами военно-патриотического воспитания и военно-профессионального просвещения);

5.      информирование о связи военно-учетных специальностей, военных профессий с другими областями профессиональной деятельности (решается путем военно-профессионального информирования и проведением военно-профессионального консультирования);

6.      помощь в определении дальней военно-профессиональной цели (военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание, профессиональное консультирование; формирование психологической готовности к военной службе по призыву);

7.      помощь в определении военно-профессиональных ближайших целей, как этапов и путей достижения дальней цели (формирование психологической готовности к: призыву на военную службу, овладению военно-учетной специальностью, поступлению в военное образовательное учреждение профессионального образования, обучению по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений профессионального высшего образования, занятиям военно-прикладными видами спорта) (решается комплексным применением всех форм и методов военно-профессиональной ориентации);

8.      определение путей и способов преодоления препятствий, осложняющих достижение военно-профессиональных целей (психологическая диагностика; профессиональное консультирование; военно-профессиональная информация, военно-профессиональная пропаганда);

9.      определение резервных вариантов достижения военно-профессиональной цели (решается в процессе профессионального консультирования);

10.  помощь в начале практической реализации профессионального плана по достижению военно-профессиональной цели (оказывается, через взаимодействие с военным комиссариатом, территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Минтруда России, профессиональное консультирование, психологическую поддержку);

         организационные:

1.      взаимодействие с военными комиссариатами, воинскими частями, военными образовательными учреждениями профессионального образования, территориальными центрами профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения Минтруда России, средствами массовой информации;

2.      взаимодействие с преподавателями-предметниками образовательных учреждений в проведении мероприятий по ознакомлению учащихся с миром военных профессий;

3.      участие в совершенствовании материально-технических средств, форм и методов военно-профессиональной ориентации учащихся;

4.      создание условий для практического ознакомления учащихся с особенностями военной службы и проверки их военно-профессиональной направленности;

5.      представление в военные комиссариаты сведений о подготовке граждан по основам военной службы, а также информации на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в целях оптимального распределения призывников по видам, родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Федеральным законом О воинской обязанности и военной службе в качестве обязательной подготовки к военной службе для граждан мужского пола в течение последних двух лет обучения в образовательных учреждениях предусмотрена подготовка по основам военной службы и проведение с ними учебных сборов в конце последнего года обучения.

В соответствии с разработанными примерными тематическими планами изучения раздела Основы военной службы курса Основы безопасности жизнедеятельности для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и профессионального начального образования и дисциплины Основы военной службы для образовательных учреждений среднего профессионального образования военно-профессиональная ориентация учащихся должна проводиться преподавателями, ведущими подготовку по основам военной службы, при раскрытии следующих тем этих планов: Организационная структура Вооруженных Сил; Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной политики Российской Федерации по военному строительству; Обязательная подготовка граждан к военной службе; Прохождение военной службы по призыву; Прохождение военной службы по контракту; Военнослужащий - специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой; Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально психологическим и профессиональным качествам гражданина; Как стать офицером Российской армии.

При проведении занятий по указанным темам следует обращать внимание учащихся на многообразие мира военных профессий, особенности профессиональной деятельности различных военных специалистов.

Следует выявлять и подчеркивать аналогии между военными и гражданскими специальностями, знакомить учащихся с классами основных сходных воинских должностей, воинскими должностями и родственными гражданскими профессиями.

Необходимо, ориентируясь на специальности, по которым осуществляется подготовка учащихся в образовательных учреждениях профессионального начального и среднего профессионального образования, построить изложение тем так, чтобы юноши получили дополнительную информацию о видах и родах войск Вооруженных Сил, воинских должностях, при прохождении военной службы на которых могут быть востребованы их (учащихся) профессиональные знания умения и навыки. Следует обращать особое внимание на те воинские должности, которые дают возможность профессионального роста, получения более высокого разряда (класса) в гражданской специальности.

При проведении учебных сборов, предусмотренных в рамках подготовки граждан по основам военной службы, преподавателям, ведущим подготовку по основам военной службы, следует ознакомить учащихся с практической деятельностью военных специалистов. При изучении тем: Военнослужащий специалист, в совершенстве владеющий военной техникой; Размещение и быт военнослужащих; Организация караульной службы, обязанности часового; Огневая подготовка; Тактическая подготовка, следует обращать внимание учащихся на деятельность военнослужащих как специалистов, эксплуатирующих сложную военную технику, на те образцы военной техники и тех военнослужащих, чья деятельность пересекается с профессиональными интересами учащихся.

 

Используются технологии uCoz