МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ И ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Е.А.КЛИМОВА)

2. КАРТА ИНТЕРЕСОВ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА А.Е. ГОЛОМШТОКА)

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (В.П. ПЕТРОВА) (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ)

1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (Е.А.КЛИМОВА)

Опросник используется, как правило, при первоначальном исследовании профессиональных интересов и склонностей юноши. В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на пять типов, по признаку предмета или объекта, на который направлена деятельность (происходит взаимодействие человека в процессе труда).

Первую группу составляют профессии типа человек природа (живая и неживая), где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. К этой группе профессий могут быть такие воинские должности, как вожатый караульной собаки и вожатый собак минно-розыскной службы.

Во вторую группу входят профессии типа человек техника, в которой объектом труда служат технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. Здесь возможна параллель с инженерно-техническим профилем офицерской деятельности, а также с такими классами сходных воинских должностей, как операторские и технологические.

Третью группу образуют профессии типа человек человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы, что в военной области соответствует профессиям и воинским должностям, связанным с командным профилем, с организацией действий личного состава при выполнении учебных и боевых задач.

Четвертую группу составляют профессии человек - знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы, что в военном переложении близко по содержанию офицерским профессиям, связанным с финансово-экономической и оперативно-штабной деятельностью, а также таким классам сходных воинских должностей, как операторские и связи и наблюдения.

Пятую группу образуют профессии человек - художественный образ, в которых предметом труда являются художественные образы или условия их создания. Эта группа профессий также, как и первая, мало подходит к военным профессиям и специальностям.

Группа профессий, по которой определена максимальная сумма баллов (см. раздел обработка и интерпретация результатов обследования), свидетельствует о соответствующих профессиональных интересах обследуемого. Наиболее приемлемыми для военно-профессиональной ориентации являются ситуации, при которых максимальные суммы баллов приходятся на такие группы профессий, как человек техника, человек человек и человек - знаковая система.

Инструкция обследуемому

Вам предлагается, не задумываясь, ответить на 20 пар вопросов опросника. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то что бы Вы предпочли? При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке знак плюс. Если определенно нравится - два плюса, а если очень нравится - три плюса. Если скорее не нравится, чем нравится - один минус, если определенно не нравится - два минуса, а если очень не нравится - три минуса. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Отвечать нужно на каждый вопрос без пропусков, и каждый раз из двух предлагаемых возможностей а или б одну (предпочитаемую) отмечать плюсом (плюсами), другую (отвергаемую) - минусом (минусами).

После того, как Вы ответите на все вопросы, Вам следует подсчитать общее количество плюсов и минусов в каждой вертикальной колонке и записать результаты Ваших подсчетов. Затем определите разность количества плюсов и минусов и запишите ее.

Есть ли вопросы? Что непонятно?

Вопросы методики Дифференциально-диагностический опросник

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?

 

1-а

1-б

Ухаживать за животными

Обслуживать машины, приборы

(следить, регулировать)

 

2-а

2-б

Помогать больным людям,

Составлять таблицы, схемы,

лечить их

программы для вычислительных машин

3-а

3-б

Следить за качеством

Следить за состоянием и

книжных иллюстраций,

развитием растений

плакатов, художественных

 

открыток, компакт-дисков

 

4-а

4-б

Обрабатывать материалы

Доводить товары до потребителя

(дерево, ткань, металл,

(рекомендовать, продавать)

пластмассу и т.п.)

 

5-а

5-б

Обсуждать научно-популярные статьи

Обсуждать художественные книги, (пьесы, концерты)

6-а

6-б

Выращивать молодняк

Тренировать ровесников или

(животных какой-либо

младших в выполнении каких-либо

породы)

действий (трудовых, учебных, спортивных)

7-а

7-б

Копировать рисунки, изо-

Управлять каким-либо грузовым

брожения (или настраивать

(подъемно-транспортным) средством -

музыкальные инструменты)

подъемным краном, трактором, тепловозом

8-а

8-б

Сообщать, разъяснять людям

Оформлять выставки, витрины или

нужные им сведения (в спра-

участвовать в подготовке пьес, концертов

вочном бюро, на экскурсии)

 

9-а

9-б

Ремонтировать вещи, изделия

Искать и исправлять ошибки в

(одежду, технику) жилище

текстах, таблицах, рисунках

 

 

10-а

10-б

Лечить животных

Выполнять вычисления, расчеты

11-а

11-б

Выводить новые сорта

Конструировать, проектировать

растений

новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания

12-а

12-б

Разбирать ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

Разбираться в чертежах, схемах таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-а

13-б

Наблюдать, изучать работу

Наблюдать, изучать жизнь

кружков художественной

микробов

самодеятельности

 

14-а

14-б

Обслуживать, налаживать

Оказывать людям медицинскую

медицинские приборы, аппараты

помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15-а

15-б

Составлять точные описания

Художественно описывать,

или отчеты о наблюдаемых

изображать события (наблюдаемые

явлениях, событиях

или представляемые)

16-а

16-б

Делать лабораторные анализы

Принимать, осматривать больных,

в больнице

беседовать с ними, назначать лечение

17-а

17-б

Красить или расписывать

Осуществлять монтаж зданий или

помещение, поверхность изделий

сборку машин, приборов

18-а

18-б

Организовывать для

Играть на сцене, принимать

сверстников или

участие в концертах

младших экскурсии, походы

 

19-а

19-б

Изготовлять по чертежам

Заниматься черчением, копировать

детали, изделия (машины,

чертежи, карты

одежду), строить здания

 

20-а

20-б

Вести борьбу с болезнями

Работать на клавишных машинах

растений, с вредителями леса, сада

(пишущей машинке, телетайпе и др.)

 

Лист ответов к методике Дифференциально-диагностический опросник

 

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________

Класс______________________ Школа_________________________ Дата___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

сумма + =

сумма + =

сумма + =

сумма + =

сумма + =

сумма - =

сумма - =

сумма - =

сумма - =

сумма - =

общая

сумма

общая

сумма

общая

сумма

общая

сумма

общая

сумма

 

 

 

 

 

 

Ключ к методике Дифференциально-диагностический опросник

 

Человек -

природа

Человек -

техника

Человек -

человек

Человек -

знаковая

система

Человек -

художеств.

образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

сумма + =

сумма + =

сумма + =

сумма + =

сумма + =

сумма - =

сумма - =

сумма - =

сумма - =

сумма - =

общая

сумма

общая

сумма

общая

сумма

общая

сумма

общая

сумма

 

Обработка и интерпретация результатов обследования

Результаты ответов в виде алгебраических сумм подсчитываются по каждой колонке листа ответов опросника. Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом, что каждая колонка соответствует определенному типу профессий (смотри ключ к методике).

Пример:

Фамилия, имя, отчество     Иванов Иван Иванович__________________________________

Класс__10 А_______________ Школа____836_______________ Дата____1 мая 2001 г.____

 

1а -

1б + +

2а + +

- -

- -

3б +

4а + +

- -

5а -

5б +

6а -

7б +

6б +

9б -

7а -

10а -

9а + +

8а +

10б +

8б -

11а -

11б + +

12а - -

12б +

13а -

13б + +

14а -

14б +

15а -

15б +

16а -

17б +

16б ++

19б -

17а -

20а -

19а +

18а +

20б +

18б -

сумма + = 3

сумма +=11

сумма + =9

сумма + = 3

сумма + =2

сумма - = 6

сумма - =1

сумма - =4

сумма - = 6

сумма - = 7

общая

сумма = -3

общая

сумма = 10

общая

сумма = 5

общая

сумма = -3

общая

сумма = -5

 

Сравним полученные результаты с ключом

 

Человек -

природа

Человек -

техника

Человек -

человек

Человек -

знаковая

система

Человек -

художеств.

образ

Максимальная сумма баллов (10 баллов) во второй колонке, положительная сумма в третьей колонке. Это свидетельствует об интересе обследуемого к профессиям, относящимся к типу Человек техника, Человек человек и полном отсутствии интереса к профессиям типа Человек - художественный образ.

2. КАРТА ИНТЕРЕСОВ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА А.Е. ГОЛОМШТОКА)

Методика предназначена для изучения интересов учащихся к следующим 29 сферам деятельности: биология, география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электрорадиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военная служба, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, право и юриспруденция, сфера обслуживания и торговля, математика, экономика, иностранный язык, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт.

Карта интересов содержит 174 вопроса, на каждую сферу по шесть.

В целях военно-профессиональной ориентации выявленные интересы и склонности к таким сферам деятельности, как военная служба и общественная деятельность, электрорадиотехника, транспорт, физкультура и спорт, техника и металлообработка, авиация и морское дело косвенно могут рассматриваться как интересы и склонности соответственно к таким классам основных сходных воинских должностей, как организаторские, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и стремление к поступлению в авиационные и военно-морские военные образовательные учреждения профессионального образования или к прохождению военной службы по призыву в Военно-воздушных силах или Военно-Морском Флоте.

Инструкция обследуемому

Предлагаемый перечень вопросов поможет Вам выбрать профессию. Подумайте перед тем как ответить, на каждый вопрос постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы не раз убеждались, что очень любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в главе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не нравится - два минуса.

Есть ли вопросы? Что непонятно?

Вопросы методики Карта интересов

Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов не ограничивается.

Любите ли вы (нравится ли вам, хотели бы вы)...

1.        Знакомиться с жизнью растений или животных?

2.         Уроки географии, чтение учебника по географии?

3.        Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях?

4.         Уроки и учебник анатомии и физиологии человека?

5.         Уроки домоводства или домашние занятия домоводством?

6.        Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков?

7.        Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков?

8.        Читать технические журналы (Техника молодежи, Юный техник и др.)?

9.        Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электротехники и радиоэлектроники?

10.     Знакомиться с различными металлами и их свойствами?

11.     Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении?

12.     Узнавать о достижениях в области строительства?

13.    Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (авто-, железнодорожного и др.)

14.     Читать книги,  смотреть фильмы о летчиках,  космонавтах?

15.    Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками Великой Отечественной войны?

16.    Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях?

17.    Читать классиков русской и зарубежной литературы?

18.    Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки?

19.    Обсуждать текущие дела, события в классе и в школе?

20.    Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя)?

21.    Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции?

22.    Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете?

23.    Читать книги типа Занимательная математика или Математический досуг?

24.    Изучать экономическую географию?

25.    Заниматься иностранным языком?

26.    Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей развития изобразительного искусства?

27.    Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии?

28.    Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства?

29.    Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах?

30.    Изучать ботанику, зоологию, биологию?

31.    Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам?

32.    Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов?

33.     Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и о достижениях в области медицины?

34.    Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.)?

35.    Читать книги типа Занимательная физика, Физики шутят?

36.    Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических явлений?

1.        Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, искать статьи в газетах)?

2.        Посещать радиотехнический кружок или знакомиться с работой электрика?

3.        Знакомиться с различными измерительными инструментами (для металлообработки) и работать с ними?

4.         Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели?

5.        Встречаться со строителями, наблюдать за их работой?

6.        Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения?

7.        Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках?

8.        Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений и судьбой выдающихся полководцев?

9.         Обсуждать текущие политические события у нас и за рубежом?

10.    Читать литературно-критические статьи?

11.    Слушать радио- и теленовости, смотреть тематические телепередачи?

12.     Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране?

13.    Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут его сделать?

14.    Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя?

15.    Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание всех во время похода?

16.     Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков?

17.    .  Интересоваться в печати за ходом выполнения плана народного хозяйства?

54.  Читать художественную литературу на иностранном языке?

55.  Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет?

56.  Посещать драматический театр или театр юного зрителя?

57.  Слушать оперную и симфоническую музыку?

58.  Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио- и телепередачи?

59.  Посещать биологический кружок?

60.  Заниматься в географическом кружке, изучать природу и жизнь родного края?

61.  Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.)?

62.  Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения?

63.  Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды?

64.  Проводить опыты по физике?

65.  Готовить растворы, взвешивать реактивы?

66.  Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, швейную машинку и пр.)?

67.  Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром, осциллографом и пр.) и производить расчеты?

18.    68.  Мастерить различные детали и предметы из металла?

69.  Собирать различные образцы древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать, полировать и пр.)?

70.  Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек?

71.  Посещать кружок юных железнодорожников, юных автолюбителей?

72.  Участвовать в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в работе авиаклуба?

73.  Заниматься в стрелковой секции?

74.  Изучать историю возникновения различных народов и государств?

75.  Писать классные или домашние сочинения по литературе?

76.  Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления и события жизни?

77.  Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело)?

78.  Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо)?

79.  Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?

80.  Наблюдать за работой продавца, повара, официанта?

81.  Заниматься в математическом кружке?

82.  Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии?

83.  Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка?

84.  Посещать музеи, художественные выставки?

85.  Выступать на сцене перед зрителями?

86.  Играть на одном из музыкальных инструментов?

87.  Играть в спортивные игры?

88.  Наблюдать за ростом и развитием животных и растений, вести записи наблюдений.

89.  Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы?

90.  Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для географического музея?

91.  Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта?

92.  Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи?

93.  Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике?

94.  Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии?

95.  Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли, машины и пр.)?

96.  Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы (усилители, осциллографы и пр.)?

97.  Уроки труда в школьных слесарно-станочных мастерских?

98.  Участвовать в кружке Умелые руки или в столярном?

99.  Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами?

100.          Контролировать соблюдение правил передвижения пешеходами и водителями транспортных средств?

101.          Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в отряде по спасению утопающих?

102.          Участвовать в военизированных играх?

103.          Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа?

104.          Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или языку?

105.          Вести личный дневник?

106.          Выступать в классе с сообщениями о международном положении, с беседами и докладами на различные темы?

107.          Выполнять работу вожатого?

108.          Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть?

109.          Помогать покупателю в магазине выбирать покупку?

110.          Решать сложные задачи по математике?

111.          Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов?

112.          Заниматься в иностранном кружке или вести факультативные занятия?

113.          Заниматься в художественном кружке?

114.          Участвовать в смотрах художественной самодеятельности?

115.          Заниматься в хоре или в одном из музыкальных кружков?

116.          Заниматься в какой-либо спортивной секции?

117.          Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных?

118.          Участвовать в географических экспедициях?

119.          Участвовать в геологической экспедиции?

120.          Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать помощь?

121.          Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских изделий (или посещать их)?

122.          Участвовать в физических олимпиадах?

123.          Решать сложные задачи по химии? Участвовать в химических олимпиадах?

124.          Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому?

125.          Разбираться в сложных радиосхемах?

126.          Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом?

127.          Мастерить что-нибудь из дерева своими руками?

128.          Принимать посильное участие в строительных работах?

129.          Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.?

130.          Управлять самолетами гражданской авиации?

131.          Жить по жестко установленному режиму, строго выполняя распорядок дня?

132.          Заниматься в историческом кружке (собирать материал, выступать с докладами на исторические темы)?

133.          Работать с литературными источниками, справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном?

134.          Участвовать в диспутах и читательских конференциях?

135.          Подготавливать и проводить конференции или дискотеки, вечера отдыха?

136.          Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков?

137.          Помогать в работе милиции, быть членом кружка Юный друг милиции?

138.          Постоянно общаться с разными людьми?

139.          Участвовать в математических олимпиадах?

140.          Интересоваться стоимостью товаров, пытаться понять вопросы ценообразования, зарплаты, организации труда?

141.          Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке?

142.          Участвовать в выставках изобразительного искусства?

143.          Посещать театральный кружок?

144.          Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах?

145.          Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях?

146.          Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных и ухаживать за ними?

147.          Произвести топографическую съемку местности?

148.          Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе?

149.          Работать в больнице, поликлинике, аптеке?

150.          Работать специалистом на предприятии легкой или пищевой промышленности?

151.          Решать сложные задачи по физике?

152.          Работать на химическом производстве или в химлаборатории?

153.          Участвовать в выставках технического творчества?

154.          Работать в области электроэнергии или радиоэлектроники?

155.          Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям?

156.          Выполнять по чертежам столярные или модельные работы?

157.          Работать в строительной бригаде?

158.          Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения?

159.          Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море?

160.          Работать военным специалистом?

161.          Ходить в походы по историческим местам родного края?

162.          Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п.?

163.          Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать?

164.          Руководить бригадой во время трудового десанта?

165.          Организовывать игры и праздники для детей?

166.          Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре)?

167.          Оказывать людям различные услуги?

168.          Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний?

169.          Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятия народного хозяйства?

170.          Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке?

171.          Участвовать в выставках изобразительного искусства?

172.          Играть на сцене или сниматься в кино?

173.          Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку?

174.          Работать преподавателем физкультуры или тренером?

 

Лист ответов к методике Карта интересов

 

 

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________

Класс______________________ Школа_______________________ Дата_____________________

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

 

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

 

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

 

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

 

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143

144

145

 

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155

156

157

158

159

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172

173

174

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Обработка листа ответов заключается в подсчете количества положительных и отрицательных ответов по каждой из 29 строк. Строки, получившие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности. Если количество плюсов в нескольких строках одинаково, то преобладающим интересам обследуемого соответствуют те из них, которые содержат меньшее количество минусов.

В листе ответов в каждой из 29 строк подсчитывается сумма плюсов и сумма минусов. Затем подсчитывается алгебраическая сумма этих показателей. Уровень выраженности интересов определяется путем сопоставления значения суммы со следующими нормативами: 8 и более - высокий, 5 - 7 - выше среднего, 1 - 4 - средний, -5 - 0 - ниже среднего, -6 и менее - низкий.

29 строк листа ответов соответствуют следующим интересам:

 

1

-

биология

2

-

география

3

-

геология

4

-

медицина

5

-

легкая и пищевая промышленность

6

-

физика

7

-

химия

8

-

техника

9

-

электрорадиотехника

10

-

металлообработка

11

-

деревообработка

12

-

строительство

13

-

транспорт

14

-

авиация, морское дело

15

-

военная служба

16

-

история

17

-

литература

18

-

журналистика

19

-

общественная деятельность

20

-

педагогика

21

-

право, юриспруденция

22

-

сфера обслуживания, торговля

23

-

математика

24

-

экономика

25

-

иностранный язык

26

-

изобразительное искусство

27

-

сценическое искусство

28

-

музыка

29

-

физкультура, спорт

При интерпретации данных учитывается и распределение плюсов и минусов в строке. Первые две позиции в строке ответов говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые две позиции в строке содержат сведения о склонностях обследуемого, о его стремлении к углубленному познанию. Две последние позиции строки дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых навыков и умений, о стремлении к практической деятельности. Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большое количество минусов свидетельствуют о несформированности познавательных и профессиональных интересов.

 

Например:

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

Алгебраическая сумма показателей

1

-

30

+

59

+

88

- -

117

+

146

+

+1 (средний)

2

- -

31

-

60

+

89

-

118

- -

147

+

-4 (ниже среднего)

3

-

32

- -

61

-

90

+

119

- -

148

+

-4(ниже среднего)

4

+ +

33

+

62

+

91

+ +

120

-

149

+ +

+7 (выше среднего)

5

-

34

-

63

+

92

-

121

-

150

- -

-5 (ниже среднего)

6

- -

35

-

64

+

93

+

122

-

151

- -

-4 (ниже среднего)

7

-

36

+

65

- -

94

-

123

-

152

-

-5 (ниже среднего)

8

+

37

+

66

-

95

+

124

-

153

+

+2 (средний)

9

+

38

-

67

- -

96

-

125

-

154

+

-3 (ниже среднего)

10

+ +

39

+

68

- -

97

+

126

+

155

+

+4 (средний)

11

-

40

+

69

- -

98

-

127

-

156

-

-4 (ниже среднего)

12

-

41

- -

70

+

99

-

128

-

157

-

-5 (ниже среднего)

13

- -

42

+

71

-

100

-

129

- -

158

-

-6 (низкий)

14

+ +

43

+

72

-

101

-

130

+

159

+

+3 (средний)

15

+

44

+ +

73

+

102

+

131

+ +

160

+

+8 (высокий)

16

- -

45

-

74

-

103

- -

132

-

161

- -

-9 (низкий)

17

-

46

+

75

-

104

+ +

133

-

162

- -

-2 (ниже среднего)

18

-

47

- -

76

- -

105

- -

134

- -

163

- -

-11 (низкий)

19

+

48

+

77

-

106

+ +

135

+

164

-

+3 (средний)

20

+

49

-

78

+

107

+

136

-

165

-

0 (ниже среднего)

21

- -

50

-

79

-

108

+

137

+

166

- -

-4 (ниже среднего)

22

-

51

+

80

+

109

-

138

-

167

-

-2 (ниже среднего)

23

- -

52

+

81

-

110

+

139

+

168

-

-1 (ниже среднего)

24

-

53

- -

82

-

111

- -

140

+

169

-

-6 (низкий)

25

-

54

- -

83

+

112

-

141

-

170

-

-5 (ниже среднего)

26

- -

55

+

84

-

113

- -

142

+

171

-

-4 (ниже среднего)

27

-

56

- -

85

- -

114

-

143

- -

172

-

-9 (низкий)

28

-

57

+

86

-

115

-

144

-

173

- -

-5 (ниже среднего)

29

+ +

58

+

87

+

116

-

145

+ +

174

+

+6 (выше среднего)

Таким образом, можно констатировать наличие у обследуемого предпочтений в таких сферах деятельности, как военная служба, медицина, физкультура и спорт.

При анализе распределения плюсов и минусов в строках 4, 15 и 29 можно сделать вывод не только о наличии поверхностных увлечений в этих областях, но и о развитых склонностях, о стремлении к практической деятельности обследуемого в этих сферах.

Интерес к таким сферам деятельности, как журналистика, сценическое искусство (строки18, 27) у обследуемого отсутствует, познавательные и профессиональные интересы не сформированы.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (В.П. ПЕТРОВА) (МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ)

Опросник предназначен для изучения военно-профессиональной направленности призывника и представляет собой методику оценки склонностей к классам основных сходных воинских должностей.

Опросник содержит 12 утверждений, к каждому из которых предлагается шесть вариантов ответа по числу классов сходных воинских должностей.

В модифицированном варианте опросника обследуемому предлагается выбрать ответы по степени значимости и в регистрационном бланке рядом с соответствующим номером вопроса поставить заглавную букву наиболее подходящего ответа. Далее подсчитывается количество одинаковых букв во всех ответах. Большее количество одинаковых букв указывает на класс сходных воинских должностей, к которому у обследуемого существует склонность.

Буквам ответов соответствуют следующие классы основных сходных воинских должностей: А - командные; Б - операторские; В - связи и наблюдения; Г - водительские; Д - специального назначения; Е - технологические.

Инструкция обследуемому

Вам предлагается выполнить методику, предназначенную для определения военно-профессиональных склонностей человека. Каждому из утверждений данной методики соответствует несколько вариантов ответов, и Ваша задача заключается в том, чтобы, ориентируясь в основном на собственный жизненный опыт, выбрать тот из них, который Вам больше всего подходит.

Прочитайте первое утверждение и варианты ответов на него. В листе ответов после соответствующего номера вопроса-утверждения поставьте заглавную букву наиболее подходящего для Вас ответа, например А. Выберите наиболее подходящие ответы и для остальных вопросов-утверждений и поставьте в листе ответов соответствующие буквы.

Вопросы методики Профессионально-личностный опросник (В.П. Петрова)

1.        1.      В школе меня больше интересовали:

а) общественная деятельность, организация различных мероприятий;

б) занятия связанные с выполнением расчетов, схем, чертежей;

в) занятия радиотехникой и компьютерами;

г) автодело, управление автомобилем, мотоциклом;

д) соревнования, занятия спортом;

е) уроки труда.

2.        2.       Я больше всего ценю в людях:

а) способность заражать и заряжать своей энергией других людей;

б) серьезность и сосредоточенность в работе;

в) умение сохранять работоспособность в условиях утомления;

г) пунктуальность и точность;

д) смелость и решительность;

е) техническую грамотность.

3.        3.      Среди различных областей деятельности меня больше привлекает:

а) воспитательная и организаторская работа;

б) обслуживание электронно-вычислительной техники;

в) работа, связанная с использованием средств связи;

г) вождение автомобиля или других средств транспорта;

д) систематические занятия спортом;

е) обслуживание и ремонт технических устройств.

4.        4.      В спорте после соответствующей подготовки я, скорее всего, достиг бы успеха как:

а) тренер спортивной команды;

б) стрелок из спортивного оружия;

в) спортсмен-любитель;

г) автогонщик;

д) каратист, самбист, боксер;

е) механик в команде мотогонщиков.

5.        5.      Думаю, что товарищи больше всего ценят во мне:

а) принципиальность, твердость характера;

б) усидчивость и терпеливость;

в) точность, исполнительность;

г) физическую работоспособность;

д) отвагу, готовность к преодолению сложных и даже опасных ситуаций;

е) способность к ремеслу, ручному творчеству.

6.        6.      После службы в армии я предпочел бы работать:

а) учителем или мастером профессионально-технического обучения;

б) оператором электронно-вычислительной техники;

в) радиотелеграфистом;

г) водителем (механизатором широкого профиля);

д) испытателем, каскадером, горноспасателем, телохранителем;

е) мастером по ремонту бытовой техники.

7.        7.      Мне лучше удается деятельность, которая требует от человека:

а) инициативы и находчивости;

б) аккуратности и внимательности;

в) настойчивости;

г) точного выполнения инструкций и предписаний;

д) смелости и готовности к риску;

е) технического мышления.

8.        8.      Я предпочел бы прочитать книгу о:

а) выдающихся полководцах;

б) электронной аппаратуре и ее изобретателях;

в) достижениях в области радиотехники;

г) новых транспортных средствах;

д) тренировке альпинистов;

е) перспективных разработках в электротехнике и механике.

9.        9.      Я считаю, что более способен:

а) сохранять самообладание и выдержку, быстро принимать решения в трудных, критических ситуациях;

б) кропотливо анализировать поступающую информацию (сигналы), выделять в ней главное;

в) быть предельно точным в выполнении порученных мне заданий;

г) длительное время преодолевать утомление и сохранять работоспособность;

д) проявлять решительность и смелость, действовать на грани риска;

е) быстро разобраться в особенностях устройства незнакомого мне технического устройства.

10.    10.  По окончании рабочей недели я предпочел бы:

а) организовать коллективное мероприятие с товарищами;

б) систематизировать материалы своих коллекций;

в) посмотреть фильм о новых достижениях в области связи;

г) посетить выставку автомобилей;

д) участвовать в трудном и длительном туристическом походе;

е) заняться ремонтом бытовой техники.

11.    11.  Мои родители (другие близкие люди) выше всего ценят в человеке:

а) организаторские способности;

б) выдержку и терпение;

в) исполнительность;

г) самодисциплину и работоспособность;

д) силу и смелость;

е) техническую грамотность.

12.    12.  Во время службы в армии я хотел бы:

а) приобрести и развить организаторские навыки;

б) выполнять ответственную операторскую работу, требующую самообладания и выдержки;

в) овладеть средствами связи;

г) приобрести (закрепить) навыки вождения автомобиля и других транспортных средств;

д) совершенствовать свои физические и волевые качества;

е) повысить уровень технической грамотности.

 

Лист ответов к методике Профессионально-личностный опросник (В.П. Петрова)

 

Фамилия, имя, отчество _________________________________________________________

Класс___________________ Школа_______________________ Дата_____________________

 

 

1

 

7

 

2

 

8

 

3

 

9

 

4

 

10

 

5

 

11

 

6

 

12

 

Количество выборов одинаковых букв

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

Буквам ответов соответствуют следующие классы основных сходных воинских должностей: А - командные; Б - операторские; В - связи и наблюдения; Г - водительские; Д - специального назначения; Е - технологические.

1. 7 и более выборов одной буквы - более всего соответствуют индивидуальным особенностям и интересам.

2. 5-7 выборов одной буквы - соответствуют индивидуальным особенностям и интересам.

3. 3-5 выборов одной буквы - мало (слабо) соответствуют индивидуальным особенностям и интересам.

4. Менее 3 выборов одной буквы - не соответствуют индивидуальным особенностям и интересам.

Например:

1

А

7

Д

2

А

8

А

3

Е

9

Г

4

Б

10

А

5

А

11

А

6

А

12

Е

Количество выборов одинаковых букв

А

Б

В

Г

Д

Е

7

1

0

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В данном случае индивидуальным особенностям и интересам обследуемого наиболее соответствуют командные воинские должности.

 

Используются технологии uCoz