ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(9 классов)

 

 

ВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

 ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычай­ных ситуациях.

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Зако­номерности их проявления, способы защиты от них. Правила до­рожного движения, пожарной безопасности, безопасности на воде. Способы автономного выживания человека в природных условиях.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность жизнедея­тельности. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера. Единая государственная система пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Гражданская оборона и ее задачи.

Действия обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени. Способы повышения защитных свойств дома (квартиры, класса). Использование средств индивидуальной и кол­лективной защиты. Организация эвакуации населения.

Опасные ситуации социального характера, их прогнозирование и выход из них.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Понятие здоровья и здорового образа жизни. Вредные привычки и их профилактика.

Хронические неинфекционные заболевания, основные факторы риска, их причины, связь с образом жизни. Нарушение осанки, ско­лиоз, близорукость, нервные расстройства, патологии сердечно-со­судистой системы.

Инфекционные болезни и их профилактика.

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях и отравлениях.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Пояснительная записка

________________________________

* Примерную программу подготовили А. Т. Смирнов, Ю. Д. Жилое, В. Н. Латчук, Б. И. Мишин.

 

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состоя­ния здоровья населения России. Это связано с событиями, про­исходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявле­ния разрушительных сил природы, числа промышленных ава­рий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жиз­ни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подго­товку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопас­ности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выра­ботки у населения привычек здорового образа жизни.

Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы изложены в специальном непрерывном курсе Основы безопасности жизнеде­ятельности (ОБЖ), программа которого публикуется ниже.

Целью курса является формирование у обучающихся сознатель­ного и ответственного отношения к собственному здоровью, к лич­ной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в не­благоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и вза­имопомощь.

В настоящей учебной программе реализованы требования фе­деральных законов: О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера, Об охране окружающей природной среды, О пожарной безопас­ности, О гражданской обороне, Об обороне, О воинской обя­занности и военной службе и Постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 16 января 1995 года № 738 О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситу­аций.

Содержание курса включает теорию и практику здорового об­раза жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычай­ных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой меди­цинской помощи.

Изучение курса позволяет обучающимся получить системати­зированное представление о личном здоровье, о здоровом образе жизни, о здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Структурно программа курса ОБЖ основного общего образования состоит из трех разделов: безопас­ность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы ме­дицинских знаний и основы здорового образа жизни.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и пси­хологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

В настоящее время в Минобразовании России разработаны и ут­верждены Временные требования к обязательному минимуму со­держания начального и основного общего образования (приказы Минобразования России от 19 мая 1998 года № 1235 и № 1236).

С целью изучения курса ОБЖ в объеме, предусмотренном на­стоящей программой соответственно для каждого класса, рекомен­дуется использовать время вариативной части Базисного учебного плана и включать вопросы безопасности жизнедеятельности в дру­гие школьные дисциплины.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каж­дой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.

На второй ступени общеобразовательной школы (59 классы) завершается формирование у обучающихся основных понятий бе­зопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального ха­рактера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного характера, их по­следствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной си­стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

На этой стадии обучения большое значение придается форми­рованию у обучающихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой меди­цинской помощи пострадавшим.

В настоящей примерной программе курса ОБЖ в 9 классе обу­чающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в обра­зовательном процессе и в производственной деятельности.

Логическим продолжением программы ОБЖ во внеурочное вре­мя является подготовка к участию обучающихся во Всероссийском детско-юношеском движении Школа безопасности, в работе различных кружков, секций и клубов военно-патриотической на­правленности, организации оборонно-спортивных лагерей, лаге­рей юных спасателей, туристических походов и слетов, детских игр и соревнований.

Обучение по программе ОБЖ с 1 по 7 класс целесообразно за­вершать проведением Дня защиты детей, а в 89 проведением соревнований по программе Школа безопасности, организацию которых предусматривать во внеурочное время по плану общеобразовательного учреждения.

По итогам изучения программы ОБЖ обучающимся аттестат об основном общем образовании выставляется отметка.

Преподавание вопросов безопасности жизнедеятельности це­лесообразно поручить учителю-предметнику или преподавате­лю-организатору ОБЖ, должностные обязанности которого ут­верждены Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года №46.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (160 ч) 5-9 КЛАССЫ

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (103 ч)

 

1. ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ (35 ч)

1.1.   Правила обеспечения безопасности дорожного движе­ния (2 ч)

Правила безопасного поведения на транспорте. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила безопасного по­ведения пешехода на дорогах. Краткая характеристика современ­ных видов транспорта - общественного (автобус, трамвай, трол­лейбус, метро), железнодорожного, авиационного, водного.

Правила поведения пассажира во время следования железнодо­рожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила безо­пасного поведения в аварийных ситуациях.

1.2.   Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре (4 ч)

         Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зда­ниях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при экс­плуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасности поведения при пожаре в доме (кварти­ре, подъезде, балконе, подвале), а также в многоэтажном здании. Что делать, если на человеке загорелась одежда, если в комнате загорелся электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, ком­пьютер), загорелась елка. Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара в транспорте и его причины, правила по­ведения. Краткая характеристика пожарной опасности современ­ного транспорта: общественного (автобус, трамвай, троллейбус, мет­ро), железнодорожного, водного, авиационного. Правила безопас­ного поведения в случае возникновения пожара в транспорте.

1.3.   Правила безопасного поведения на воде (3 ч)
Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоемов.

Особенности состояния водоемов в разное время года.

Опасность водоемов зимой. Тонкий лед и опасность передви­жения по льду. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду.

Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление реки вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Оказания помощи терпящим бедствие на воде.

1.4.       Правила безопасного поведения в быту (10 ч)

               Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скве­ры). Система обеспечения безопасности города (милиция, пожар­ная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальные и другие службы).

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их характеристи­ка. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище. Опас­ность, возникающая при нарушении правил обращения с электри­ческими и электронными приборами. Основные виды электричес­ких и электронных приборов, используемых в быту. Правила безо­пасного использования электрических и электронных приборов. Компьютер и здоровье.

Затопление жилища. Причины затопления и возможные послед­ствия. Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими.

Действие опасных веществ и препаратов бытовой химии на орга­низм человека и правила оказания помощи при отравлениях и ожо­гах. Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Соблюдение мер безопасности при обработке древесины (строгание, пиление, свер­ление отверстий).

Соблюдение мер безопасности при обработке металлов (резка, сверление, клепка).

Соблюдение мер безопас­ности при работе на приусадебном участке.

Взрывы в жилищах и их причины. Обрушение конструкций; пра­вила безопасного поведения при взрывах и обрушениях конструкций.

1.5.   Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях (6 ч)

Понятие преступления и виды преступлений. Общее понятие пре­ступления. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовер­шеннолетних.

Поведение при попытке изнасилования и насильственных дей­ствий сексуального характера.

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильни­ков и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия.

Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от нападения.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на ули­це, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым чело­веком по телефону. Правила обеспечения сохранности личных ве­щей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенниче­ства, с которыми наиболее часто приходится встречаться в повсед­невной жизни. Основные черты мошенника.

Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Основные цели захвата заложников террористами. Пра­вила безопасного поведения заложников. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психологическая кар­тина толпы. Поведение толпы при возникновении паники. Рекомен­дации по правилам безопасного поведения в толпе.

1.6.   Правила поведения на природе (10 ч)

Опасные ситуации, возникающие в природе, и их причины.

Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографические условий. Ак­климатизация, общие понятия и определения.

Акклиматизация к условиям жаркого климата, к условиям гор­ной местности, к условиям Севера. Требования к здоровью чело­века, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.


Автономное существование человека в природе. Возможные при­чины попадания человека в условия вынужденного автономного су­ществования в природных условиях (аварии транспортного сред­ства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, сте­пи; отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природных условиях. Надежная одежда и обувь. Правила безопасного поведе­ния человека при вынужденном автономном существовании в при­родных условиях. Правила ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Оборудование вре­менного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев вре­менного жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготов­ление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Психологические основы выживания при автономном су­ществовании. Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового состояния.

2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО   ХАРАКТЕРА (31 ч)

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения (16 ч)

Землетрясения и их характеристика. Происхождение землетря­сений, причины их возникновения и последствия. Меры по сниже­нию потерь от последствий землетрясений.

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясений.

Вулканы и их характеристика. Причины извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при извержении вулканов.

Оползни, сели, обвалы, лавины и их характеристика. Происхож­дение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Пра­вила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи и их характеристика. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения. Меры по сни­жению потерь от последствий ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о при­ближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов, бури, смерча.

Наводнения и их характеристика. Происхождение наводне­ний, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий наводнений.

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после наводнений.

Цунами и их характеристика. Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от по­следствий цунами. Правила безопасного поведения при заблагов­ременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характе­ристика. Происхождение природных пожаров, причины их возник­новения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Пра­вила безопасного поведения при возникновении природных пожа­ров. Правила безопасного поведения в зоне лесных пожаров и ту­шение лесного пожара в лесу.

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуаци­ях природного характера. Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий.

Рекомендации по психо­логической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных, ситуациях природного характера.

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения (11ч)

Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возмож­ные последствия. Общие понятия чрезвычайной ситуации техно­генного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты. Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-, взрывоопасные объекты. При­чины и возможные последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства, причины аварий и воз­можные последствия при авариях на химически опасных объектах. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их характерис­тика и поражающие факторы. Защита населения от СДЯВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химичес­кого вещества.

Аварии на радиационно опасных объектах, их причины и воз­можные последствия. Основные виды радиационно опасных объек­тов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Ха­рактер поражения людей и животных. Правила безопасного пове­дения при радиационных авариях. Режимы радиационной защиты.

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Меро­приятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

2.3. Нарушение экологического равновесия в местах прожива­ния (4 ч)

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфе­ра и человек. Экология и экологическая безопасность. Экологичес­кая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допус­тимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в реги­оне и месте проживания.

Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в мес­тах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

3. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ (РСЧС) (48 ч)

3.1.   Организация РСЧС (1 ч)

Создание системы защиты населения от последствий чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера. РСЧС, ее предназначение, структура и задачи.

3.2.   Основные мероприятия гражданской обороны

по защите населения, проводимые в мирное время (5 ч)

Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных си­туациях в городах, населенных пунктах и на промышленных пред­приятиях. Сигнал Внимание всем! Речевая информация, переда­ваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуаци­ях мирного и военного времени.

Обучение правилам эвакуации населения. Организация и про­ведение эвакуации. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.

Ознакомление с защитными сооружениями гражданской оборо­ны, порядком их использования.

Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия, проводи­мые по защите сельскохозяйственных животных при стихийных бедствиях - производственных авариях. Мероприятия, проводимые по защите фуража, воды, продуктов животноводства от заражения. Защита сельскохозяйственных животных в полевых условиях.

3.3.   Международное гуманитарное право по защите
населения в вооруженных конфликтах (2 ч)

Международное гуманитарное право по защите населения. Пра­вовая защита раненых и больных, медицинский персонал. Пропав­шие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское население.

3.4.   Практические занятия по отработке безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона (подготовка к проведению Дня защиты детей, участие в соревновании Школа безопасности, региональный компонент) (40 ч)

Практические занятия проводятся по плану общеобразовательно­го учреждения. Отрабатываются практические действия обучаемых в объеме пройденного материала.

Отработка навыков поведения при аварийных ситуациях в жилище, использование первичных средств пожаротушения (огнетушителей ОХП-10 и ОУ). Отработка навыков для выполнения однодневного туристического похода (определение сторон горизонта, движение по азимуту, ориентирование на местнос­ти, разбивка лагеря, разведение костра, обеспечение водой, приготов­ление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями. Отработка практических действий обучаемых при воз­никновении угрозы стихийного бедствия, наиболее вероятного для дан­ного региона. Отработка практических действий обучаемых при воз­никновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для регионов.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА

ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (18 ч)

4. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (3 ч)

4.1. Меры по профилактике травм в школьном возрасте (2 ч)

Причины травматизма в школьном возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их предотвращения.

Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими вещества­ми; на переменах.

Меры по профилактике травм на занятиях физической культу­рой и спортом. Требования к спортивной одежде, обуви, инвентарю.

Меры по профилактике травм при работе на компьютере. Орга­низация рабочего места. Режим труда и отдыха.

Меры по профилактике травм в быту. Снижение риска получе­ния травм в домашних условиях. Опасность получения травм во вре­мя пожара, ремонта, при обращении с электроприборами, газовы­ми плитами.

Меры по профилактике травм на улице и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного поведе­ния на улицах и дорогах.

4.2. Средства оказания медицинской помощи (1ч) Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарствен­ные средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных лекарственных средств.

5. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (15 ч)

5.1.   Первая медицинская помощь при травмах (4 ч)

Общая характеристика повреждений и их последствий для здоро­вья человека. Основные правила оказания первой медицинской помо­щи при различных видах повреждений. Характеристика перевязоч­ного материала, дезинфицирующих средств и лекарственных веществ.

Характеристика различных видов кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгу­та, пережатие артерии, сгибание конечности).

Характеристика различных видов травм и ушибов, поврежде­ний и причины, их вызывающие. Правила и способы оказания пер­вой медицинской помощи пострадавшему.

Первая медицинская помощь при переломах: транспортная им­мобилизация, десмургия. Правила и способы транспортировки по­страдавших.

5.2.   Первая медицинская помощь при острых состояниях
и отравлениях (3 ч)

Первая медицинская помощь при отравлениях газами, средства­ми бытовой химии, лекарствами, наркотиками.

Пищевая токсикоинфекция. Первая медицинская помощь при укусах змей, пищевой и других видах аллергии.

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, элек­тротравмах и поражениях молнией.

Характеристика причин, вызывающих потерю сознания. При­знаки, с помощью которых можно определить состояние человека. Экстренная реанимационная помощь.

5.3.   Отработка практических навыков по оказанию первой
медицинской помощи (8 ч)

Отработка навыков наложения повязок на верхнюю конечность. Отработка навыков наложения повязок на голову. Отработка навы­ков наложения повязок на туловище и нижнюю конечность и спосо­бов обездвиживания поврежденной части тела.

Отработка навыков оказания помощи пострадавшему при обмо­роке, искусственной вентиляции легких и непрямого массажа серд­ца, утоплении, тепловом и солнечном ударе, отморожении.

6. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (28 ч)

6.1.   Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (18 ч)

Здоровье человека. Критерии состояния и группы здоровья. Здо­ровье физическое и духовное. Понятие о резервах здоровья. Здоро­вье индивидуальное и общественное. Факторы риска внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека.

Рациональное питание.

Движение естественная потребность организма как высокоор­ганизованной биологической системы. Избыток и недостаток дви­жения ~ причина заболеваний человека.

Режим труда и отдыха - необходимое условие жизни, обеспечи­вающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная и физичес­кая работоспособность. Профилактика переутомления и содержа­ние режима дня.

Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физических качеств. Личная и общественная гигиена. Физиологические и психологические особен­ности организма подростка. Физиологическое развитие подростков.

Психологическая уравновешенность, ее значение для здоровья че­ловека. Управление чувствами и эмоциями.

6.2.   Факторы, разрушающие здоровье (4 ч)

Вредные привычки и негативное влияние на здоровье. Табако­курение и его последствия на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих людей.

Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Алкоголь и реп­родуктивная функция мальчиков и девочек. Профилактика разру­шающего влияния алкоголя на здоровье учащихся.

Наркотики, токсикомания и другие вредные привычки. Взаимо­отношение полов. Ранние половые связи. Нежелательная беремен­ность. Аборт и его последствия. Заболевания, передающиеся поло­вым путем (ЗППП). СПИД и пути его передачи. Нарушение соци­альных (и биологических) законов. Недоедание. Беспризсрность. На­рушение правил личной и общественной гигиены. Неблагополучие в семье (малый доход, семейные ссоры, недостаточная жилая пло­щадь, отсутствие дружеского контакта с братьями и сестрами).

6.3.   Охрана репродуктивного здоровья подростков (6 ч)
Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые различия опорно-двигательного аппарата, внутренних орга­нов и психики. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.

Знания о взаимоотношении полов и контрацепции, о физиологи­ческих процессах, происходящих во время оплодотворения. Планирование семьи в связи с отставанием специальной зрелости от анатомо-физиологической. Особенности половой функции муж­чин и женщин. Поведение в период полового созревания. Знания о любви и дружбе.

Беременность и формирование плода. Факторы, способствую­щие рождению здорового ребенка. Знания о нарушениях в развитии репродуктивной системы.

Глубокое осмысление роли половых отношений в формирова­нии репродуктивной функции девушек и юношей. Понятие о любви и браке, о семье и ее правовых основах, о воспитании детей, умении заработать на питание.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Данные требования предъявляются к выпускникам образователь­ных учреждений

основного общего образования в результате освоения обязательного минимума содержания программы.

_________________________________________________________________________________________________

Знать:

- правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

- правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

- правила безопасного поведения на воде;

- возможные аварийные ситуации в жилище (образователь­ном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;

- различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного поведения;

- правила поведения в криминогенных ситуациях;

- правила поведения на природе;

- правила поведения при нарушении экологического равно­весия в местах проживания;

- возможные чрезвычайные ситуации природного и техноген­ного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и правила безопасного поведения;

- основные мероприятия ГО по защите населения от послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

- основные хронические неинфекционные заболевания, их причины и связь с образом жизни;

- инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;

- основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при заняти­ях спортом.

Владеть навыками:

- безопасного поведения на дорогах;

- использования первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;

- оказания помощи терпящим бедствие на воде;

- определения сторон горизонта, движения по азимуту, раз­ведения костра и приготовления пищи на костре;

- выполнения мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, использования индивидуальных средств защиты;

- приема оказания первой медицинской помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах.

Иметь представление:

- об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном су­ществовании в природных условиях;

- о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного ха­рактера, возникающих на территории России, их послед­ствиях и мерах, принимаемых по защите населения и пра­вилах безопасного поведения;

- об основных положениях здорового образа жизни.

 

АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ОБЖ

59 классы

 

№ раздела и темы

Содержание разделов и тем

 

Из них по классам

 

Всего часов

5

6

7

8

9

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

35

10

13

3

6

3

1.1

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

2

2

-

-

-

-

1.2

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

4

4

-

-

-

-

1.3

Правила безопасного поведения на воде

3

-

2

1

-

-

1.4

Правила безопасного поведения в быту

10

4

 

-

3

3

1.5

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

6

-

1

2

3

-

1.6

Правила поведения на природе

10

-

10

-

-

-

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

31

-

-

16

14

1

2.1

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

16

 

 

16

 

 

2.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения

11

 

 

 

11

 

2.3

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

4

-

-

-

3

1

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС)

48

9

8

9

12

10

3.1

Организация РСЧС

1

-

-

-

1

-

3.2

Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время

5

1

-

1

3

-

3.3

Международное гуманитарное право по защите населения в вооруженных конфликтах

2

 

 

 

 

2

3.4

Практические занятия по отработке безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей и участию в соревновании Школа безопасности

40

8

8

8

8

8

4

Основы медицинских знаний

3

1

-

-

-

2

4.1

Меры по профилактике травм в школь­ном возрасте

2

1

-

-

-

1

4.2

Средства оказания медицинской помощи

1

-

-

-

-

1

5

Первая медицинская помощь

15

4

5

2

-

4

5.1

Первая медицинская помощь при травмах

4

1

1

2

-

-

5.2

Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях

3

1

2

-

-

-

5.3

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

8

2

2

 

 

4

6

Основы здорового образа жизни

28

8

6

2

-

12

6.1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

18

3

6

-

-

9

6.2

Факторы, разрушающие здоровье

4

3

-

1

-

-

6.3

Охрана репродуктивного здоровья подростков

6

2

-

1

-

3

Всего часов

160

32

32

32

32

32


5КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

 ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ

 

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

10

1.1

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

2

1.2

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

4

1.4

Правила безопасного поведения в быту

4

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

9

3.2

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время

1

3.4

Практические занятия по отработке безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей

8

4

Основы медицинских знаний

1

4.1

Меры по профилактике травм в школьном возрасте

1

5

Первая медицинская помощь

4

5.1

Первая медицинская помощь при травмах

1

5.2

Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях

1

5.3

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

2

6

Основы здорового образа жизни

8

6.1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

3

6.2

Факторы, разрушающие здоровье

3

6.3

Охрана репродуктивного здоровья подростков

2

Всего часов

32

 

5КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.1 Правила обеспечения безопасности дорожного движения

Современный транспорт зона повышенной опасности. Краткая характеристика современных видов транспорта. Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро. Железнодорож­ный транспорт, авиационный, водный.

Правила безопасного поведения пешеходов на улицах, дорогах и переездах.

Правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Правила поведения пассажира во время следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта.

Правила безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте.

1.2. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

Причины возникновения и возможные последствия пожаров в жилых и общественных зданиях.

Меры пожарной безопасности: общие, при эксплуатации элект­робытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре: в доме, в квартире, в многоэтажном здании, в подъезде, на балконе, в подвале. Безопасное поведение человека, если на нем загорелась одежда, если в комнате за­горелся телевизор, приемник, магнитофон, компьютер, загорелась елка.

Способы эвакуации из горящего здания. Возможности возникно­вения пожара в транспорте; характеристика пожара в транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае возникно­вения пожара в транспорте.

1.4. Правила безопасного поведения в быту

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация, бытовой газ). Возможные опасные и аварийные ситу­ации в жилище. Основные виды электрических и электронных при­боров, используемых в быту, основные правила их безопасной экс­плуатации. Затопление жилища, причины его возникновения, воз­можные последствия, меры профилактики.

Особенности города, как среды обитания человека. Основные ис­точники опасности в современном городе, зоны повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки, скверы).

Система обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения, коммуналь­ные и другие службы), правила их вызова.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

ситуаций (РСЧС)

3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время

Порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в го­родах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал - Вни­мание всем! Речевая информация, передаваемая по радио, прием­нику, телевизору, о чрезвычайных ситуациях.

3.3. Практические занятия

Практические занятия по отработке навыков безопасного пове­дения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характер­ных для региона. Закрепление знаний по пройденным темам про­граммы. Подготовка к проведению Дня защиты детей по плану об­щеобразовательного учреждения.

4. Основы медицинских знаний

Травматизм в школьном возрасте. Наиболее характерные трав­мы в школьном возрасте, их причины. Травмы, получаемые в до­машних условиях, наиболее частые причины (ремонт в доме, квар­тире, нарушения правил пользования электроприборами, газовы­ми плитами, игра с огнем). Меры профилактики травм в быту.

Дорожно-транспортный травматизм, меры профилактики.

5. Первая медицинская помощь

5.1. Первая медицинская помощь при травмах

Общая характеристика повреждений и их последствия для здо­ровья. Основные правила оказания первой медицинской помощи. Когда следует вызвать скорую медицинскую помощь.

5.2.   Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях

Отравление угарным газом, средствами бытовой химии, лекар­ствами. Пищевая токсикоинфекция. Меры профилактики, оказание первой медицинской помощи.

5.3.   Отработка практических навыков по оказанию первой
медицинской помощи Оказание первой медицинской помощи при травме кисти руки. Оказание первой медицинской помощи при травме предплечья, по­рядок наложения поддерживающей повязки.

6. Основы здорового образа жизни

6.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Забота о собственном организме. Двигательная активность есте­ственная потребность организма. Физическая культура и ее роль в укреплении здоровья. Выработка двигательных навыков, необходи­мых в жизнедеятельности человека. Активный отдых и безопасность.

Физическая культура на каждый день для поддержания хоро­шего настроения и необходимого уровня работоспособности.

6.2. Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Курение и его влияние на организм курящего и окружающих. Пассивное куре­ние. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспо­собность человека. Поведение человека в состоянии алкогольного опьянения, возможные последствия. Алкоголь и репродуктивная функ­ция мальчиков и девочек. Профилактика вредных привычек.

6.3. Охрана репродуктивного здоровья подростков

Половое просвещение учащихся и его роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье. Обще­ние с окружающими и умение приобретать друзей. Воспитание в себе способности уважать людей, умение слушать собеседника, стремление прийти на помощь близкому.

6КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ

 

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

13

1.3

Правила безопасного поведения на воде

2

1.5

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

1

1.6

Правила поведения на природе

10

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

 

3.4

Практические занятия по отработке безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей

8

5

Первая медицинская помощь

5

5.1

Первая медицинская помощь при травмах

1

5.2

Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях

2

5.3

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

2

6

Основы здорового образа жизни

6

6.1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

6

Всего часов

32


6КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.3. Правила безопасного поведения на воде

Особенности состояния водоемов в разное время года. Опасности водоемов. Правила безопасного поведения на воде, правила безо­пасного купания, умение отдыхать на воде.

Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Со­стояние льда, признаки для безопасного передвижения по льду. Ока­зание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на льду.

1.5.   Правила безопасного поведения в криминогенных ситу­ациях.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на ули­це, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым челове­ком по телефону.

Мошенничество, его основные виды, наиболее часто встречаю­щиеся в повседневной жизни. Основные черты мошенничества. Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от мо­шенников.

1.6.   Правила поведения на природе

Опасные ситуации, возникающие в природе, и их причины:

Смена климатогеографических условий. Климатогеографические условия, основные факторы, их определяющие, влияние на здоро­вье человека.

Акклиматизация, общие понятия и определение. Акклиматиза­ция к условиям жаркого климата, акклиматизация к условиям гор­ной местности, акклиматизация к условиям Севера.

Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планиро­вании смены климатогеографических условий. Понятие реакклиматизации.

Автономное существование человека в природе.

Возможные причины попадания человека в условия вынуж­денного автономного существования в природных условиях (ава­рии транспортного средства в малонаселенной местности; заб­лудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и

ДР-).

Правила поведения человека при попадании в ситуацию вынуж­денного автономного существования в природных условиях.

Правила ориентирования на местности и выход к линейным ори­ентирам и населенным пунктам.

Выживание в природных условиях. Оборудование временного укрытия (виды зимних укрытий, временное укрытие в пустыне).

Добывание огня и разведение костра, обогрев временного жили­ща.

Правила добывания воды и продуктов питания. Приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия.

3. Единая государственная система предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

3.4. Практические занятия

Практические занятия по отработке навыков безопасного пове­дения обучаемых в опасных чрезвычайных ситуациях, характер­ных для региона.

Закрепление знаний по пройденным темам программы. Подго­товка к проведению Дни защиты детей по плану общеобразова­тельного учреждения.

5. Первая медицинская помощь

5.1.   Первая медицинская помощь при травмах

Характеристика различных видов травм, ушибов и поврежде­ний. Травма и способы оказания первой медицинской помощи пост­радавшему.

5.2.   Первая медицинская помощь при острых состояниях
и отправлениях

Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, элек­тротравмах и поражениях молнией.

Характеристика причин, вызывающих потерю сознания, при­знаки потери сознания. Правила проведения сердечно-легочной ре­анимации.

5.3.   Отработка практических навыков по оказанию первой
медицинском помощи

Отработка навыков наложения повязок на туловище и нижнюю конечность и способов обездвиживания поврежденной части тела.

6. Основы здорового образа жизни

Режим труда и отдыха - необходимое условие жизни, обеспечи­вающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная и физичес­кая работоспособность. Профилактика переутомления. Основные элементы режима дня.

Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физических качеств.

Личная и общественная гигиена.

 

7КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ

 

разделов и тем

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

3

1.3

Правила безопасного поведения на воде

1

1.5

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

2

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

16

2.1

Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

16

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

9

3.2

Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время

1

3.4

Практические занятия по отработке навыков безопасного поведения обучаемых в опасных и ЧС, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей

8

5

Первая медицинская помош/ь

2

5.1

Первая медицинская помощь при травмах

2

6

Основы здорового образа жизни

2

6.2

Факторы, разрушающие здоровье

1

6.3

Охрана репродуктивного здоровья подростков

1

Всего часов

32

 

7КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.3. Правила безопасного поведения на воде

Опасность водоемов в разное время года. Способы переправы че­рез реку (переход вброд, преодоление реки вплавь, преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Оказание помо­щи терпящим бедствие на воде.

1.5. Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Правила безопасного поведения человека при захвате его терро­ристами в качестве заложника. Правила безопасного поведения за­ложников. Меры безопасности при освобождении заложников со­трудниками спецслужб.

Правила безопасного поведения в толпе. Психология поведения толпы, возникновение паники. Меры безопасности.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения

Землетрясения, основные параметры и последствия. Происхож­дение землетрясений. Очаг землетрясения. Эпицентр землетрясения. Основные параметры землетрясения. Последствия землетрясения.

Мероприятия, проводимые по снижению потерь и ущерба от землетрясения. Создание сети специальных систем сейсмического наблюдения. Составление прогнозов землетрясений. Рациональное размещение объектов в сейсмоопасных зонах. Обучение населения способам поведения в условиях землетрясения.

Правила безопасного поведения во время и после землетрясения. Правила поведения при первых толчках. Правила поведения в здании во время землетрясения. Правила поведения после землетрясения.

Оползни, сели и обвалы, краткая характеристика и возможные последствия. Оползни и обвалы, общие понятия и определения. Про­исхождение оползней и обвалов. Последствия оползней и обвалов. Сели, их происхождение, последствия.

Меры, принимаемые по предупреждению оползней, селей, об­валов и снижению ущерба от их последствий. Наблюдение за состо­янием склонов. Анализ и прогнозирование возможности возникно­вения обвалов и оползней. Проведение защитных работ. Обучение правилам безопасного поведения в опасных зонах.

Прогнозирование и уменьшение селевой опасности. Система опо­вещения населения. Противоселевая служба предупреждения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и в ходе опол­зней, селей, обвалов. Порядок поведения населения при заблагов­ременном оповещении об угрозе оползня, селя или обвала. Порядок поведения в зоне оползня, порядок безопасного выхода из зоны сти­хийного бедствия.

Ураганы, бури, смерчи, признаки их появления и возможные по­следствия. Ураганы, бури, смерчи - общие понятия и определения. Последствия бурь, ураганов, смерчей.

Меры, принимаемые по снижению ущерба от последствий ура­ганов, бурь, смерчей. Заблаговременные предупредительные ме­роприятия. Оперативные защитные мероприятия. Оповещение на­селения о пути прохождения и времени подхода к различным рай­онам бури, урагана, смерча.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникнове­ния и во время ураганов, смерчей, бурь. Действия населения при получении сигнала о приближающейся опасности. Действия во вре­мя бурь, ураганов, смерчей.

Наводнения, характеристика наводнений, их последствия. Ре­комендации населению по действиям при угрозе и во время навод­нения. Меры по защите от наводнений. Лесные и торфяные пожа­ры, их причины, возможные последствия. Правила безопасного по­ведения. Профилактика лесных и торфяных пожаров, меры про­тивопожарной безопасности при нахождении в лесу в пожаро­опасный сезон.

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время

Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия, проводи­мые по защите сельскохозяйственных животных и растений при сти­хийных бедствиях.

3.4. Практические занятия по отработке навыков безопасно­го поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуа­циях, характерных для региона. Закрепление знаний по пройденным темам программы. Подготовка к проведению Дня защиты детей по плану общеобразовательного учреждения.

5. Первая медицинская помощь

5.1.   Первая медицинская помощь при травмах

Характеристика различных видов кровотечений и их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгу­та, прижатие артерии, сгибание конечности). Первая медицинская по­мощь при переломах: транспортная иммобилизация, десмургия.

Правила и способы транспортировки пострадавших.

6. Основы здорового образа жизни

6.2.   Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки:
курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания. Профилактика вредных привычек. Значение собственного мнения в профилактике вредных привычек.
Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека и его работоспособность

6.3. Охрана репродуктивного здоровья подростков. Факто­ры, формирующие репродуктивное здоровье. Знания о вза­имоотношениях полов, о физиологических процессах и из­менениях в организме в период полового созревания. Физи­ческие изменения, происходящие с девочками и мальчика­ми в период полового созревания. Личная гигиена девочек и мальчиков в период полового созревания.

 

 

8КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО

ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ

 

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

6

1.4

Правила безопасного поведения в быту

3

1.5

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

3

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

14

2.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения

11

2.3

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

3

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

12

3.2

Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время

3

3.4

Практические занятия по отработке безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к участию в соревновании Школа безопасности

8

Всего часов

32

 

 

 

8КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.4. Правила безопасного поведения в быту

Опасные вещества и средства бытовой химии, применяемые в быту. Действие различных опасных веществ и препаратов бытовой химии на организм человека. Меры профилактики и соблюдение пра­вил пользования препаратами бытовой химии. Оказание первой ме­дицинской помощи при отравлениях и ожогах препаратами быто­вой химии.

1.5. Правила безопасного поведения в криминогенных ситу­ациях

Правила профилактики и самозащиты от нападения насильни­ков и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки людей, способных совершать насильственные действия.

Самооценка поведения. Психологические приемы самозащиты. Поведение при попытке изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Методы защиты.

Как не стать преступником. Понятие преступления и виды пре­ступлений. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершен­нолетних.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения

Промышленные аварии, их характеристики и возможные по­следствия. Общие понятия чрезвычайной ситуации техногенного ха­рактера, понятия аварии и катастрофы. Классификация чрезвы­чайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжес­ти последствий.

Пожары и взрывы, их характеристика, возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения при пожарах и при угрозе возникновения взрывов.

Промышленные аварии с выбросом опасного химического веще­ства. Химически опасные объекты производства, возможные по­следствия при авариях на химически опасных объектах.

Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их характери­стика и поражающие факторы.

Правила поведения населения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Авария на радиационно опасном объекте, возможные послед­ствия. Основные виды радиационно опасных объектов. Характери­стика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных.

Понятие зоны радиоактивного загрязнения. Зоны умеренного, сильного, опасного и чрезвычайно опасного загрязнения.

Правила поведения населения при радиоактивном загрязнении местности. Режим радиационной защиты.

Гидродинамические аварии. Общие понятия и определения. Их последствия и меры профилактики по снижению ущерба.

Рекомендации населению при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

2.3. Нарушение экологического равновесия в местах проживания

Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфе­ра и человек. Экология и экологическая безопасность. Экологичес­кая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в реги­оне и месте проживания.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допус­тимых концентрациях загрязняющих веществ.

Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в мес­тах нарушения экологического равновесия. Охрана окружающей среды. Экологические требования при эксплуатации предприятий. Экологический контроль. Уголовная ответственность за экологичес­кие преступления.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование.

Защитные сооружения гражданской обороны, их предназначе­ние и порядок использования.

Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации! Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.

3.4. Практические занятия

Практические занятия по отработке навыков безопасного поведе­ния обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для ребенка. Закрепление знаний по пройденным темам программы. Подготовка к участию в соревнованиях Школа безопасности.

 

9КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ

 

№ разделов и тем

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

3

1.4

Правила безопасного поведения в быту

3

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

1

2.3

Нарушение экологического равновесия в местах проживания

1

3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

10

3.3

Международное гуманитарное право по защите населения в вооруженных конфликтах

2

3.4

Практические занятия по отработке безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к участию в соревновании Школа безопасности

8

4

Основы медицинских знаний

2

4.1

Меры по профилактике травм в школьном возрасте

-   1

4.2

Средства оказания первой медицинской помощи

1

5

Первая медицинская помощь

4

5.3

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

4

6

Основы здорового образа жизни

12

6.1

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

9

6.3

Охрана репродуктивного здоровья подростков

3

Всего часов

32

 

9КЛАСС

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.4. Правила безопасного поведения в быту

Правила безопасного использования различных инструментов при выполнении хозяйственных работ дома.

Соблюдение мер безопасности при обработке древесины (стро­гание, пиление, сверление отверстий).

Соблюдение мер безопасности при обработке металлов (резка, сверление, клепка).

Соблюдение мер безопасности при работе на приусадебном уча­стке.

2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2.3. Нарушение экологического равновесия в местах прожива­ния

Мероприятия, проводимые по защите здоровья человека в мес­тах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

3.3. Международное гуманитарное право по защите насе­ления в вооруженных конфликтах

Международное гуманитарное право по защите населения. Пра­во войны. Гаагские конвенции, Женевские конвенции. Защита жертв вооруженных конфликтов: военнопленных, раненых, больных, граж­данского населения.

Категории лиц и объектов, которым предоставляется междуна­родным правом особая защита (медицинской, духовный персонал, гражданская оборона).

3.4. Практические занятая

Практические занятия по отработке навыков безопасного пове­дения обучаемых в опасных чрезвычайных ситуациях, характер­ных для региона. Закрепление знаний по пройденным темам про­граммы. Подготовка к участию в соревнованиях Школа безопасно­сти.

4. Основы медицинских знаний

4.1.   Меры по профилактике травм в школьном возрасте

Меры по профилактике травм в школе: на занятиях в кабинете физики, на занятиях в кабинете химии и на переменах.

Меры по профилактике травм на занятиях физической культу­рой и спортом.

Меры безопасности при работе на компьютере. Организация ра­бочего места. Режим труда и отдыха.

4.2.   Средства оказания первой медицинской помощи Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарствен­ные средства. Правила приема лекарственных средств. Использо­вание природных лекарственных средств.

5. Первая медицинская помощь

5.3.   Отработка практических навыков по оказанию первой
медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи при утоплении.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнеч­ном ударе.

Оказание первой медицинской помощи при отморожении.

Правила проведения искусственной вентиляции легких и непря­мого массажа сердца.

6. Основы здорового образа жизни

6.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье человека, общие понятия и определения. Способность человека приспосабливаться к окружающей среде и к своим соб­ственным возможностям, расширять свои возможности, увеличи­вать длительность полноценной жизнедеятельности.

Здоровье индивидуальное и здоровье общественное, факторы, влияющие на них. Взаимосвязь между индивидуальным и обще­ственным здоровьем.

Здоровье духовное и физическое - составные части индивиду­ального здоровье. Факторы, определяющие индивидуальное здоро­вье. Пути достижения высокого уровня индивидуального здоровья.

Основные критерии здоровья, понятие о резервах здоровья. Оцен­ка общего состояния здоровья. Оценка своих физических возможно­стей. Общие понятия о резервах физического и духовного здоровья.

Здоровый образ жизни индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья. Общие понятия и определения.

Особенности режима труда и отдыха в подростковом возрасте. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, влияние режима жизнедеятельности на здоровье человека. Особенности организации режима учебы и отдыха подростков.

Биологические ритмы организма человека и здоровье. Общие понятия о биологических ритмах и их влияние на состояние челове­ка в процессе жизнедеятельности. Учет влияния биологических рит­мов в процессе жизнедеятельности человека.

Двигательная активность и здоровье. Биологические основы дви­гательной активности. Привычка к систематическому занятию фи­зической культурой - неотъемлемая часть индивидуальной систе­мы здорового образа жизни.

Закаливание и здоровье. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Правила использо­вания факторов окружающей среды для закаливания в повседнев­ной жизни. Система, обеспечивающая выполнение закаливающих процедур в течение года с учетом климатических условий.

6.3. Охрана репродуктивного здоровья

Взаимоотношение полов. Ранние половые связи. Контрацепция. Нежелательная беременность. Аборт, его последствия. Заболева­ния, передающиеся половым путем. СПИД и пути его передачи.

Физиологические процессы, происходящие во время оплодот­ворения. Особенности половой функции мужчин и женщин. Пове­дение в период полового созревания.

Беременность и формирование плода. Факторы, способствую­щие рождению здорового ребенка. Понятие о любви и браке, о семье и ее правовых основах.


 

 

 

 

 

Источник:

Программно-методические материалы

 и нормативные документы по курсу

Основы безопасности Жизнедеятельности

 Для образовательных учреждений общего,

 начального и среднего профессионального

образования.

                                 Москва.

Издательство Русский журнал 2000 год.

 

Используются технологии uCoz