ОБЩЕЕ
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(9
классов)
ВРЕМЕННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
К
ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Безопасность и защита
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Опасные ситуации, возникающие в
повседневной жизни. Закономерности их проявления, способы защиты от них.
Правила дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности на воде.
Способы автономного выживания человека в природных
условиях.
Опасные и чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера, их последствия и влияние на безопасность
жизнедеятельности. Защита населения от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и
задачи. Гражданская оборона и ее задачи.
Действия обучающихся в условиях
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Способы повышения
защитных свойств дома (квартиры, класса). Использование средств индивидуальной и
коллективной защиты. Организация эвакуации населения.
Опасные ситуации социального
характера, их прогнозирование и выход из них.
Основы медицинских
знаний и здорового образа жизни
Понятие здоровья и здорового образа
жизни. Вредные привычки и их профилактика.
Хронические неинфекционные
заболевания, основные факторы риска, их причины, связь с образом жизни.
Нарушение осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства, патологии
сердечно-сосудистой
системы.
Инфекционные болезни и их
профилактика.
Методы и средства оказания первой
медицинской помощи при различных травмах, повреждениях и
отравлениях.
ПРИМЕРНАЯ
ПРОГРАММА
КУРСА
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Пояснительная
записка
________________________________
* Примерную программу
подготовили А. Т. Смирнов, Ю. Д. Жилое, В. Н. Латчук, Б. И. Мишин.
В последнее время очевидна тенденция
к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями,
происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления
разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных
ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
В деле защиты населения в опасных и
чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за
подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности
жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения
привычек здорового образа жизни.
Наиболее полно и целенаправленно эти
вопросы изложены в специальном непрерывном курсе Основы безопасности
жизнедеятельности (ОБЖ), программа которого
публикуется ниже.
Целью курса является
формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к
собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих,
приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в
неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и
взаимопомощь.
В настоящей учебной программе
реализованы требования федеральных законов: О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, Об охране окружающей природной среды, О пожарной
безопасности, О гражданской обороне, Об обороне, О воинской
обязанности и военной службе и Постановления Правительства Российской
Федерации от 16 января 1995 года № 738 О порядке подготовки населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций.
Содержание
курса включает теорию и
практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой
медицинской помощи.
Изучение курса
позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном
здоровье, о здоровом образе жизни, о здоровье населения, об опасностях, о
прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и
жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих
возможностей.
Структурно программа
курса ОБЖ основного общего образования состоит из трех разделов:
безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы
медицинских знаний и основы здорового образа жизни.
Учебные вопросы распределяются с
учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их
подготовки по другим основным образовательным программам.
В настоящее время в Минобразовании России разработаны и утверждены
Временные требования к обязательному минимуму содержания начального и
основного общего образования (приказы Минобразования
России от 19 мая 1998 года № 1235 и № 1236).
С целью изучения курса ОБЖ в объеме,
предусмотренном настоящей программой соответственно для каждого класса,
рекомендуется использовать время вариативной части Базисного учебного плана
и включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные
дисциплины.
Преподавание основ безопасности
жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои
особенности.
На второй ступени
общеобразовательной школы (59 классы) завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности
жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о
чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах
безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по
защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
На этой стадии обучения большое
значение придается формированию у обучающихся
здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по
оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
В настоящей
примерной программе курса ОБЖ в 9 классе обучающиеся знакомятся с правилами
безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной
деятельности.
Логическим продолжением программы
ОБЖ во внеурочное время является подготовка к участию обучающихся во
Всероссийском детско-юношеском движении Школа безопасности, в работе различных
кружков, секций и клубов военно-патриотической направленности, организации
оборонно-спортивных лагерей, лагерей юных спасателей, туристических походов
и слетов, детских игр и соревнований.
Обучение по
программе ОБЖ с
1 по 7 класс целесообразно завершать проведением Дня защиты детей, а в
89 проведением соревнований по программе Школа безопасности, организацию
которых предусматривать во внеурочное время по плану общеобразовательного
учреждения.
По итогам изучения программы ОБЖ
обучающимся аттестат об основном общем образовании выставляется
отметка.
Преподавание вопросов безопасности
жизнедеятельности целесообразно поручить учителю-предметнику или
преподавателю-организатору ОБЖ, должностные обязанности которого
утверждены Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года
№46.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ (160 ч) 5-9 КЛАССЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ
И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ
И
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (103 ч)
1.
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ
В
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ, И ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ (35 ч)
1.1. Правила обеспечения безопасности
дорожного движения (2 ч)
Правила безопасного поведения на
транспорте. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Правила
безопасного поведения пешехода на дорогах. Краткая
характеристика современных видов транспорта - общественного (автобус,
трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, авиационного,
водного.
Правила поведения пассажира во время
следования железнодорожным, водным, авиационным видами транспорта. Правила
безопасного поведения в аварийных ситуациях.
1.2. Правила пожарной безопасности и
поведения при пожаре (4 ч)
Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников
открытого огня.
Правила безопасности поведения при
пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале), а также в
многоэтажном здании. Что делать, если на человеке загорелась одежда, если в
комнате загорелся электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон,
компьютер), загорелась елка. Способы эвакуации из горящего
здания.
Возникновение пожара в транспорте и
его причины, правила поведения. Краткая характеристика
пожарной опасности современного транспорта: общественного (автобус,
трамвай, троллейбус, метро), железнодорожного, водного,
авиационного. Правила безопасного поведения в случае возникновения
пожара в транспорте.
1.3. Правила безопасного поведения на
воде (3 ч)
Правила безопасного поведения на воде. Опасность
водоемов.
Особенности состояния водоемов в
разное время года.
Опасность водоемов зимой. Тонкий лед
и опасность передвижения по льду. Меры предосторожности при движении по
льду водоемов. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на льду.
Способы переправы через реку
(переход вброд, преодоление реки вплавь, преодоление рек с быстрым течением),
преодоление трясин и болот. Оказания помощи терпящим
бедствие на воде.
1.4.
Правила безопасного поведения в быту
(10 ч)
Особенности города как среды обитания человека. Источники опасности в
современном городе. Зоны повышенной опасности (транспорт, места массового
скопления людей, улицы, парки, скверы). Система обеспечения безопасности
города (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения,
коммунальные и другие службы).
Характеристика городского и
сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление,
электроснабжение, канализация). Источники опасности в жилище и их
характеристика. Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Опасность, возникающая при нарушении правил обращения с электрическими
и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных
приборов, используемых в быту. Правила безопасного использования
электрических и электронных приборов. Компьютер и
здоровье.
Затопление жилища. Причины
затопления и возможные последствия. Правила поведения при затоплении жилища
и меры по его предотвращению. Опасные вещества и средства бытовой химии.
Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими.
Действие опасных веществ и
препаратов бытовой химии на организм человека и правила оказания помощи при
отравлениях и ожогах. Правила безопасного использования различных
инструментов при выполнении хозяйственных работ дома. Соблюдение мер
безопасности при обработке древесины (строгание, пиление, сверление
отверстий).
Соблюдение мер безопасности при
обработке металлов (резка, сверление, клепка).
Соблюдение мер безопасности при
работе на приусадебном участке.
Взрывы в жилищах и их причины.
Обрушение конструкций; правила безопасного поведения при взрывах и
обрушениях конструкций.
1.5. Правила безопасного поведения в
криминогенных ситуациях (6 ч)
Понятие преступления и виды
преступлений. Общее понятие преступления. Возраст, с которого наступает
уголовная ответственность.
Особенности уголовной
ответственности и наказания несовершеннолетних.
Поведение при попытке изнасилования
и насильственных действий сексуального характера.
Правила профилактики и самозащиты от
нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки
людей, способных совершать насильственные действия.
Самооценка поведения.
Психологические приемы самозащиты. Методы защиты от
нападения.
Правила безопасного поведения с
незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с
незнакомым человеком по телефону. Правила обеспечения сохранности личных
вещей. Правила защиты от мошенников. Основные виды мошенничества, с
которыми наиболее часто приходится встречаться в повседневной жизни.
Основные черты мошенника.
Поведение человека при захвате его
террористами в качестве заложника. Основные цели захвата заложников
террористами. Правила безопасного поведения заложников. Меры безопасности
при освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в
толпе. Психологическая картина толпы. Поведение толпы при возникновении
паники. Рекомендации по правилам безопасного поведения в
толпе.
1.6. Правила поведения на природе (10
ч)
Опасные ситуации, возникающие в
природе, и их причины.
Смена климатогеографических условий.
Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографические условий.
Акклиматизация, общие понятия и определения.
Акклиматизация к условиям жаркого
климата, к условиям горной местности, к условиям Севера. Требования к
здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены
климатогеографических условий.
Автономное существование человека в
природе. Возможные причины попадания человека в условия вынужденного
автономного существования в природных условиях (аварии транспортного
средства в малонаселенной местности; заблудились в лесу, горах, степи;
отстали от группы в турпоходе и др.). Выживание в природных условиях. Надежная
одежда и обувь. Правила безопасного поведения человека при вынужденном
автономном существовании в природных условиях. Правила ориентирования на
местности, выход к линейным ориентирам и населенным пунктам. Оборудование
временного жилища, укрытия. Способы добывания огня, обогрев временного
жилища. Обеспечение водой и питанием. Поиск и приготовление пищи. Съедобные
растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы бедствия. Психологические основы
выживания при автономном существовании. Психическое состояние человека при
выживании в природных условиях. Преодоление страха и стрессового
состояния.
2.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА (31
ч)
2.1. Чрезвычайные ситуации
природного характера, их последствия и правила безопасного поведения (16
ч)
Землетрясения и их характеристика.
Происхождение землетрясений, причины их возникновения и последствия. Меры
по снижению потерь от последствий землетрясений.
Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после
землетрясений.
Вулканы и их характеристика. Причины
извержения вулканов и их последствия. Правила безопасного поведения при
извержении вулканов.
Оползни, сели, обвалы, лавины и их
характеристика. Происхождение оползней, селей, обвалов, лавин, причины их
возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий оползней,
селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаговременном
оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного
поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, а также безопасного
выхода из зоны стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их
характеристика. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, причины их возникновения.
Меры по снижению потерь от последствий ураганов, бурь, смерчей. Правила
безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении
урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после ураганов,
бури, смерча.
Наводнения и их характеристика.
Происхождение наводнений, причины их возникновения и последствия. Меры по
снижению потерь от последствий наводнений.
Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о наводнениях, во время и после
наводнений.
Цунами и их характеристика.
Происхождение цунами, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению
потерь от последствий цунами. Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после
цунами.
Природные пожары (лесные, торфяные,
степные) и их характеристика. Происхождение природных пожаров, причины их
возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от последствий
природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного
поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного
поведения в зоне лесных пожаров и тушение лесного пожара в
лесу.
Психологические основы выживания в
чрезвычайных ситуациях природного характера. Особенности психологических
процессов до, во время и после стихийных бедствий.
Рекомендации по психологической
подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных, ситуациях природного
характера.
2.2. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения
(11ч)
Промышленные аварии и катастрофы. Их
причины и возможные последствия. Общие понятия чрезвычайной ситуации
техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация
чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести
последствий. Потенциально опасные объекты. Пожары и взрывы, их характеристика,
пожаро-, взрывоопасные объекты. Причины и возможные
последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и
паника.
Промышленные аварии с выбросом
опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства, причины
аварий и возможные последствия при авариях на химически опасных объектах.
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), их характеристика и поражающие
факторы. Защита населения от СДЯВ. Правила безопасного поведения при авариях с
выбросом опасного химического вещества.
Аварии на радиационно опасных объектах,
их причины и возможные последствия. Основные виды радиационно опасных
объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер
поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных
авариях. Режимы радиационной защиты.
Гидродинамические аварии, их причины
и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного
поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической
аварии.
2.3. Нарушение экологического
равновесия в местах проживания (4 ч)
Влияние деятельности человека на
окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и экологическая
безопасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая
катастрофа. Виды загрязнения биосферы.
Загрязнение атмосферы, вод, почв.
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих
веществ.
Краткая характеристика состояния
окружающей среды в регионе и месте проживания.
Мероприятия по защите здоровья
человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Правила
безопасного поведения в экологически неблагоприятных
районах.
3.
ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ (РСЧС) (48
ч)
3.1. Организация РСЧС (1
ч)
Создание системы защиты населения от
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
РСЧС, ее предназначение, структура и задачи.
3.2. Основные мероприятия гражданской
обороны
по защите населения, проводимые в
мирное время (5 ч)
Обучение способам оповещения
населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населенных пунктах и на
промышленных предприятиях. Сигнал Внимание всем! Речевая информация,
передаваемая по радио, приемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях
мирного и военного времени.
Обучение правилам эвакуации
населения. Организация и проведение эвакуации. Обязанности и правила
поведения людей при эвакуации.
Изучение средств индивидуальной
защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их
использование.
Ознакомление с защитными
сооружениями гражданской обороны, порядком их
использования.
Ознакомление с организацией защиты
сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия,
проводимые по защите сельскохозяйственных животных при стихийных бедствиях
- производственных авариях. Мероприятия, проводимые по защите фуража, воды,
продуктов животноводства от заражения. Защита сельскохозяйственных животных в
полевых условиях.
3.3. Международное гуманитарное право по
защите
населения в вооруженных конфликтах (2 ч)
Международное гуманитарное право по
защите населения. Правовая защита раненых и больных, медицинский персонал.
Пропавшие без вести и погибшие. Военнопленные. Гражданское
население.
3.4. Практические занятия по отработке
безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных
для региона (подготовка к проведению Дня защиты детей, участие в соревновании
Школа безопасности, региональный компонент) (40 ч)
Практические занятия проводятся по
плану общеобразовательного учреждения. Отрабатываются практические действия
обучаемых в объеме пройденного материала.
Отработка навыков поведения при
аварийных ситуациях в жилище, использование первичных средств пожаротушения
(огнетушителей ОХП-10 и ОУ). Отработка навыков для выполнения однодневного
туристического похода (определение сторон горизонта, движение по азимуту,
ориентирование на местности, разбивка лагеря, разведение костра,
обеспечение водой, приготовление пищи и др.). Ознакомление со съедобными и
лекарственными растениями. Отработка практических действий обучаемых при
возникновении угрозы стихийного бедствия, наиболее вероятного для
данного региона. Отработка практических действий обучаемых при
возникновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для
регионов.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ
ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА
ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (18 ч)
4. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ (3
ч)
4.1. Меры по профилактике травм в
школьном возрасте (2 ч)
Причины травматизма в школьном
возрасте. Характеристика травм в школьном возрасте и пути их
предотвращения.
Меры по профилактике травм в школе:
на занятиях в кабинете физики при работе с электроприборами и
электрооборудованием; на занятиях в кабинете химии при работе с химическими
веществами; на переменах.
Меры по профилактике травм на
занятиях физической культурой и спортом. Требования к спортивной одежде,
обуви, инвентарю.
Меры по профилактике травм при
работе на компьютере. Организация рабочего места. Режим труда и
отдыха.
Меры по профилактике травм в быту.
Снижение риска получения травм в домашних условиях. Опасность получения
травм во время пожара, ремонта, при обращении с электроприборами,
газовыми плитами.
Меры по профилактике травм на улице
и дорогах. Дорожно-транспортный травматизм. Основные правила безопасного
поведения на улицах и дорогах.
4.2. Средства оказания медицинской
помощи (1ч) Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные
средства. Правила приема лекарственных веществ. Использование природных
лекарственных средств.
5.
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (15 ч)
5.1. Первая медицинская помощь при
травмах (4 ч)
Общая характеристика повреждений и
их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой
медицинской помощи при различных видах повреждений. Характеристика
перевязочного материала, дезинфицирующих средств и лекарственных
веществ.
Характеристика различных видов
кровотечений и их причин. Способы остановки кровотечений (давящая повязка,
наложение жгута, пережатие артерии, сгибание
конечности).
Характеристика различных видов травм
и ушибов, повреждений и причины, их вызывающие. Правила и способы оказания
первой медицинской помощи пострадавшему.
Первая медицинская помощь при
переломах: транспортная иммобилизация, десмургия. Правила и способы
транспортировки пострадавших.
5.2. Первая медицинская помощь при
острых состояниях
и отравлениях (3 ч)
Первая медицинская помощь при
отравлениях газами, средствами бытовой химии, лекарствами,
наркотиками.
Пищевая токсикоинфекция. Первая медицинская помощь при укусах змей,
пищевой и других видах аллергии.
Первая медицинская помощь при
утоплении и удушении, электротравмах и поражениях
молнией.
Характеристика причин, вызывающих
потерю сознания. Признаки, с помощью которых можно определить состояние
человека. Экстренная реанимационная помощь.
5.3. Отработка практических навыков по
оказанию первой
медицинской помощи (8 ч)
Отработка навыков наложения повязок
на верхнюю конечность. Отработка навыков наложения повязок на голову. Отработка
навыков наложения повязок на туловище и нижнюю конечность и способов
обездвиживания поврежденной части тела.
Отработка навыков оказания помощи
пострадавшему при обмороке, искусственной вентиляции легких и непрямого
массажа сердца, утоплении, тепловом и солнечном ударе,
отморожении.
6.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (28 ч)
6.1. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни (18 ч)
Здоровье человека. Критерии
состояния и группы здоровья. Здоровье физическое и духовное. Понятие о
резервах здоровья. Здоровье индивидуальное и общественное. Факторы риска
внешней и внутренней среды организма человека, их влияние на здоровье человека.
Рациональное
питание.
Движение естественная потребность
организма как высокоорганизованной биологической системы. Избыток и
недостаток движения ~ причина заболеваний человека.
Режим труда и отдыха - необходимое
условие жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная
и физическая работоспособность. Профилактика переутомления и
содержание режима дня.
Физическая культура и закаливание.
Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физических качеств.
Личная и общественная гигиена. Физиологические и психологические
особенности организма подростка. Физиологическое развитие подростков.
Психологическая уравновешенность, ее
значение для здоровья человека. Управление чувствами и
эмоциями.
6.2. Факторы, разрушающие здоровье (4
ч)
Вредные привычки и негативное
влияние на здоровье. Табакокурение и его
последствия на организм курящего, на здоровье его детей и окружающих
людей.
Алкоголь и его влияние на здоровье
подростка. Алкоголь и репродуктивная функция мальчиков и девочек.
Профилактика разрушающего влияния алкоголя на здоровье
учащихся.
Наркотики, токсикомания и другие
вредные привычки. Взаимоотношение полов. Ранние половые связи.
Нежелательная беременность. Аборт и его последствия. Заболевания,
передающиеся половым путем (ЗППП). СПИД и пути его передачи. Нарушение
социальных (и биологических) законов. Недоедание. Беспризсрность. Нарушение правил личной и общественной
гигиены. Неблагополучие в семье (малый доход, семейные ссоры, недостаточная
жилая площадь, отсутствие дружеского контакта с братьями и
сестрами).
6.3. Охрана репродуктивного здоровья
подростков (6 ч)
Половое просвещение учащихся и его роль в формировании
здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом созревании, и половые
различия опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и психики.
Факторы, формирующие репродуктивное здоровье.
Знания о взаимоотношении полов и
контрацепции, о физиологических процессах, происходящих во время
оплодотворения. Планирование семьи в связи с отставанием специальной зрелости
от анатомо-физиологической. Особенности половой функции
мужчин и женщин. Поведение в период полового созревания. Знания о любви и
дружбе.
Беременность и формирование плода.
Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Знания о нарушениях в
развитии репродуктивной системы.
Глубокое осмысление роли половых
отношений в формировании репродуктивной функции девушек и юношей. Понятие о
любви и браке, о семье и ее правовых основах, о воспитании детей, умении
заработать на питание.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Данные требования
предъявляются к выпускникам образовательных
учреждений
основного общего
образования в результате освоения обязательного минимума содержания
программы.
_________________________________________________________________________________________________
Знать:
- правила безопасного поведения на
улицах и дорогах;
- правила пожарной безопасности и
поведения при пожарах;
- правила безопасного поведения на
воде;
- возможные аварийные ситуации в
жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила
поведения;
- различные опасные и аварийные
ситуации, возникающие в общественном транспорте и правила безопасного
поведения;
- правила поведения в криминогенных ситуациях;
- правила поведения на
природе;
- правила поведения при нарушении
экологического равновесия в местах проживания;
- возможные чрезвычайные ситуации
природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района,
способы оповещения о них и правила безопасного поведения;
- основные мероприятия ГО по защите
населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
- основные хронические
неинфекционные заболевания, их причины и связь с образом
жизни;
- инфекционные заболевания и
основные принципы их профилактики;
- основные правила поведения для
профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при
занятиях спортом.
Владеть
навыками:
- безопасного поведения на
дорогах;
- использования первичных средств
пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении
пожара;
- оказания помощи терпящим бедствие на воде;
- определения сторон горизонта,
движения по азимуту, разведения костра и приготовления пищи на
костре;
- выполнения мероприятий ГО по
защите от ЧС мирного и военного времени, использования индивидуальных средств
защиты;
- приема оказания первой медицинской
помощи при кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и
солнечном ударах.
Иметь
представление:
- об основных правилах поведения при
смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном
существовании в природных условиях;
- о чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера, возникающих на территории России, их
последствиях и мерах, принимаемых по защите населения и правилах
безопасного поведения;
- об основных положениях здорового
образа жизни.
АВТОРСКИЕ
ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 5-9
КЛАССОВ
ПРИМЕРНЫЙ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ОБЖ
59
классы
№ раздела и темы |
Содержание разделов и тем |
Из них по классам | |||||
Всего часов |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
35 |
10 |
13 |
3 |
6 |
3 |
1.1 |
Правила обеспечения безопасности дорожного движения |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
1.2 |
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
1.3 |
Правила безопасного поведения на воде |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
1.4 |
Правила безопасного поведения в быту |
10 |
4 |
|
- |
3 |
3 |
1.5 |
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях |
6 |
- |
1 |
2 |
3 |
- |
1.6 |
Правила поведения на природе |
10 |
- |
10 |
- |
- |
- |
2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
31 |
- |
- |
16 |
14 |
1 |
2.1 |
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения |
16 |
|
|
16 |
|
|
2.2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения |
11 |
|
|
|
11 |
|
2.3 |
Нарушение экологического равновесия в местах проживания |
4 |
- |
- |
- |
3 |
1 |
3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС) |
48 |
9 |
8 |
9 |
12 |
10 |
3.1 |
Организация РСЧС |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
3.2 |
Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время |
5 |
1 |
- |
1 |
3 |
- |
3.3 |
Международное гуманитарное право по защите населения в вооруженных конфликтах |
2 |
|
|
|
|
2 |
3.4 |
Практические занятия по отработке безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей и участию в соревновании Школа безопасности |
40 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
4 |
Основы медицинских знаний |
3 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
4.1 |
Меры по профилактике травм в школьном возрасте |
2 |
1 |
- |
- |
- |
1 |
4.2 |
Средства оказания медицинской помощи |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
5 |
Первая медицинская помощь |
15 |
4 |
5 |
2 |
- |
4 |
5.1 |
Первая медицинская помощь при травмах |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
5.2 |
Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях |
3 |
1 |
2 |
- |
- |
- |
5.3 |
Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи |
8 |
2 |
2 |
|
|
4 |
6 |
Основы здорового образа жизни |
28 |
8 |
6 |
2 |
- |
12 |
6.1 |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
18 |
3 |
6 |
- |
- |
9 |
6.2 |
Факторы, разрушающие здоровье |
4 |
3 |
- |
1 |
- |
- |
6.3 |
Охрана репродуктивного здоровья подростков |
6 |
2 |
- |
1 |
- |
3 |
Всего часов |
160 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
5КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ
ОБЖ
№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
10 |
1.1 |
Правила обеспечения безопасности дорожного движения |
2 |
1.2 |
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре |
4 |
1.4 |
Правила безопасного поведения в быту |
4 |
3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
9 |
3.2 |
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время |
1 |
3.4 |
Практические занятия по отработке безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей |
8 |
4 |
Основы медицинских знаний |
1 |
4.1 |
Меры по профилактике травм в школьном возрасте |
1 |
5 |
Первая медицинская помощь |
4 |
5.1 |
Первая медицинская помощь при травмах |
1 |
5.2 |
Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях |
1 |
5.3 |
Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи |
2 |
6 |
Основы здорового образа жизни |
8 |
6.1 |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
3 |
6.2 |
Факторы, разрушающие здоровье |
3 |
6.3 |
Охрана репродуктивного здоровья подростков |
2 |
Всего часов |
32 |
5КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Опасные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного
поведения
1.1 Правила обеспечения безопасности
дорожного движения
Современный транспорт зона
повышенной опасности. Краткая характеристика современных видов транспорта.
Общественный транспорт: автобус, трамвай, троллейбус, метро.
Железнодорожный транспорт, авиационный, водный.
Правила безопасного поведения
пешеходов на улицах, дорогах и переездах.
Правила безопасного поведения при
пользовании общественным транспортом. Правила поведения пассажира во время
следования железнодорожным, водным, авиационным видами
транспорта.
Правила безопасного поведения в
аварийных ситуациях на транспорте.
1.2. Правила пожарной безопасности и
поведения при пожаре
Причины возникновения и возможные
последствия пожаров в жилых и общественных зданиях.
Меры пожарной безопасности: общие,
при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей,
применении источников открытого огня.
Правила безопасного поведения при
пожаре: в доме, в квартире, в многоэтажном здании, в подъезде, на балконе, в
подвале. Безопасное поведение человека, если на нем загорелась одежда, если в
комнате загорелся телевизор, приемник, магнитофон, компьютер, загорелась
елка.
Способы эвакуации из горящего
здания. Возможности возникновения пожара в транспорте; характеристика
пожара в транспорте и его причины. Правила безопасного поведения в случае
возникновения пожара в транспорте.
1.4. Правила безопасного поведения в
быту
Характеристика городского и
сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление,
электроснабжение, канализация, бытовой газ). Возможные опасные и аварийные
ситуации в жилище. Основные виды электрических и электронных приборов,
используемых в быту, основные правила их безопасной эксплуатации.
Затопление жилища, причины его возникновения, возможные последствия, меры
профилактики.
Особенности города, как среды
обитания человека. Основные источники опасности в современном городе, зоны
повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей, улицы, парки,
скверы).
Система обеспечения безопасности
города (милиция, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, служба спасения,
коммунальные и другие службы), правила их вызова.
3. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС)
3.2. Основные мероприятия
гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное
время
Порядок оповещения населения о
чрезвычайных ситуациях в городах, населенных пунктах и на объектах
экономики. Сигнал - Внимание всем! Речевая информация, передаваемая по
радио, приемнику, телевизору, о чрезвычайных
ситуациях.
3.3. Практические
занятия
Практические занятия по отработке
навыков безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях,
характерных для региона. Закрепление знаний по пройденным темам
программы. Подготовка к проведению Дня защиты детей по плану
общеобразовательного учреждения.
4. Основы медицинских
знаний
Травматизм в школьном возрасте.
Наиболее характерные травмы в школьном возрасте, их причины. Травмы,
получаемые в домашних условиях, наиболее частые причины (ремонт в доме,
квартире, нарушения правил пользования электроприборами, газовыми
плитами, игра с огнем). Меры профилактики травм в быту.
Дорожно-транспортный травматизм,
меры профилактики.
5. Первая медицинская
помощь
5.1. Первая медицинская помощь при
травмах
Общая характеристика повреждений и
их последствия для здоровья. Основные правила оказания первой медицинской
помощи. Когда следует вызвать скорую медицинскую помощь.
5.2. Первая медицинская помощь при
острых состояниях и отравлениях
Отравление угарным газом, средствами
бытовой химии, лекарствами. Пищевая токсикоинфекция. Меры профилактики, оказание первой
медицинской помощи.
5.3. Отработка практических навыков по
оказанию первой
медицинской помощи Оказание первой медицинской помощи при
травме кисти руки. Оказание первой медицинской помощи при травме предплечья,
порядок наложения поддерживающей повязки.
6. Основы здорового
образа жизни
6.1. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни
Забота о собственном организме.
Двигательная активность естественная потребность организма. Физическая
культура и ее роль в укреплении здоровья. Выработка двигательных навыков,
необходимых в жизнедеятельности человека. Активный отдых и
безопасность.
Физическая культура на каждый день
для поддержания хорошего настроения и необходимого уровня
работоспособности.
6.2. Факторы, разрушающие
здоровье
Вредные привычки и их негативное
влияние на здоровье. Курение и его влияние на организм курящего и окружающих.
Пассивное курение. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую
работоспособность человека. Поведение человека в состоянии алкогольного
опьянения, возможные последствия. Алкоголь и репродуктивная функция
мальчиков и девочек. Профилактика вредных привычек.
6.3. Охрана репродуктивного здоровья
подростков
Половое просвещение учащихся и его
роль в формировании здоровья. Изменения в организме, происходящие при половом
созревании. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье. Общение с
окружающими и умение приобретать друзей. Воспитание в себе
способности уважать людей, умение слушать собеседника, стремление прийти на
помощь близкому.
6КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО
РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ
№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
13 |
1.3 |
Правила безопасного поведения на воде |
2 |
1.5 |
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях |
1 |
1.6 |
Правила поведения на природе |
10 |
3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
|
3.4 |
Практические занятия по отработке безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей |
8 |
5 |
Первая медицинская помощь |
5 |
5.1 |
Первая медицинская помощь при травмах |
1 |
5.2 |
Первая медицинская помощь при острых состояниях и отравлениях |
2 |
5.3 |
Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи |
2 |
6 |
Основы здорового образа жизни |
6 |
6.1 |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
6 |
Всего часов |
32 |
6КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Опасные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного
поведения
1.3. Правила безопасного поведения
на воде
Особенности состояния водоемов в
разное время года. Опасности водоемов. Правила безопасного поведения на воде,
правила безопасного купания, умение отдыхать на воде.
Меры предосторожности при движении
по льду водоемов. Состояние льда, признаки для безопасного передвижения по
льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим
бедствие на льду.
1.5. Правила безопасного поведения в
криминогенных ситуациях.
Правила безопасного поведения с
незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с
незнакомым человеком по телефону.
Мошенничество, его основные виды,
наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни. Основные черты
мошенничества. Правила обеспечения сохранности личных вещей и защиты от
мошенников.
1.6. Правила поведения на
природе
Опасные ситуации, возникающие в
природе, и их причины:
Смена климатогеографических условий.
Климатогеографические условия, основные факторы, их определяющие, влияние на
здоровье человека.
Акклиматизация, общие понятия и
определение. Акклиматизация к условиям жаркого климата, акклиматизация к
условиям горной местности, акклиматизация к условиям Севера.
Требования к здоровью человека,
которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических
условий. Понятие реакклиматизации.
Автономное существование человека в
природе.
Возможные причины
попадания человека в условия вынужденного автономного существования в
природных условиях (аварии транспортного средства в малонаселенной
местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе
и
ДР-).
Правила поведения человека при
попадании в ситуацию вынужденного автономного существования в природных
условиях.
Правила ориентирования на местности
и выход к линейным ориентирам и населенным пунктам.
Выживание в природных условиях.
Оборудование временного укрытия (виды зимних укрытий, временное укрытие в
пустыне).
Добывание огня и разведение костра,
обогрев временного жилища.
Правила добывания воды и продуктов
питания. Приготовление пищи. Съедобные растения, ягоды, грибы, орехи. Сигналы
бедствия.
3. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
3.4. Практические
занятия
Практические занятия по отработке
навыков безопасного поведения обучаемых в опасных чрезвычайных ситуациях,
характерных для региона.
Закрепление знаний по пройденным
темам программы. Подготовка к проведению Дни защиты детей по плану
общеобразовательного учреждения.
5. Первая медицинская
помощь
5.1. Первая медицинская помощь при
травмах
Характеристика различных видов
травм, ушибов и повреждений. Травма и способы оказания первой медицинской
помощи пострадавшему.
5.2. Первая медицинская помощь при
острых состояниях
и отправлениях
Первая медицинская помощь при
утоплении и удушении, электротравмах и поражениях
молнией.
Характеристика причин, вызывающих
потерю сознания, признаки потери сознания. Правила проведения
сердечно-легочной реанимации.
5.3. Отработка практических навыков по
оказанию первой
медицинском
помощи
Отработка навыков наложения повязок
на туловище и нижнюю конечность и способов обездвиживания поврежденной части
тела.
6. Основы здорового образа
жизни
Режим труда и отдыха - необходимое
условие жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Умственная
и физическая работоспособность. Профилактика переутомления. Основные
элементы режима дня.
Физическая культура и закаливание.
Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физических
качеств.
Личная и общественная
гигиена.
7КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО
РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ
№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
3 |
1.3 |
Правила безопасного поведения на воде |
1 |
1.5 |
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях |
2 |
2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
16 |
2.1 |
Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия и правила безопасного поведения |
16 |
3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
9 |
3.2 |
Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время |
1 |
3.4 |
Практические занятия по отработке навыков безопасного поведения обучаемых в опасных и ЧС, характерных для региона. Подготовка к проведению Дня защиты детей |
8 |
5 |
Первая медицинская помош/ь |
2 |
5.1 |
Первая медицинская помощь при травмах |
2 |
6 |
Основы здорового образа жизни |
2 |
6.2 |
Факторы, разрушающие здоровье |
1 |
6.3 |
Охрана репродуктивного здоровья подростков |
1 |
Всего часов |
32 |
7КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Опасные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного
поведения
1.3. Правила безопасного поведения
на воде
Опасность водоемов в разное время
года. Способы переправы через реку (переход вброд, преодоление реки вплавь,
преодоление рек с быстрым течением), преодоление трясин и болот. Оказание
помощи терпящим бедствие на
воде.
1.5. Правила безопасного поведения в
криминогенных ситуациях
Правила безопасного поведения
человека при захвате его террористами в качестве заложника. Правила
безопасного поведения заложников. Меры безопасности при освобождении
заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в
толпе. Психология поведения толпы, возникновение паники. Меры
безопасности.
2. Чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера
2.1. Чрезвычайные ситуации
природного характера, их последствия и правила безопасного
поведения
Землетрясения, основные параметры и
последствия. Происхождение землетрясений. Очаг землетрясения. Эпицентр
землетрясения. Основные параметры землетрясения. Последствия
землетрясения.
Мероприятия, проводимые по снижению
потерь и ущерба от землетрясения. Создание сети специальных систем сейсмического
наблюдения. Составление прогнозов землетрясений. Рациональное размещение
объектов в сейсмоопасных зонах. Обучение населения способам поведения в условиях
землетрясения.
Правила безопасного поведения во
время и после землетрясения. Правила поведения при первых толчках. Правила
поведения в здании во время землетрясения. Правила поведения после
землетрясения.
Оползни, сели и обвалы, краткая
характеристика и возможные последствия. Оползни и обвалы, общие понятия и
определения. Происхождение оползней и обвалов. Последствия оползней и
обвалов. Сели, их происхождение, последствия.
Меры, принимаемые по предупреждению
оползней, селей, обвалов и снижению ущерба от их последствий. Наблюдение за
состоянием склонов. Анализ и прогнозирование возможности возникновения
обвалов и оползней. Проведение защитных работ. Обучение правилам безопасного
поведения в опасных зонах.
Прогнозирование и уменьшение селевой
опасности. Система оповещения населения. Противоселевая служба
предупреждения.
Рекомендации населению по действиям
при угрозе и в ходе оползней, селей, обвалов. Порядок поведения населения
при заблаговременном оповещении об угрозе оползня, селя или обвала. Порядок
поведения в зоне оползня, порядок безопасного выхода из зоны стихийного
бедствия.
Ураганы, бури, смерчи, признаки их
появления и возможные последствия. Ураганы, бури, смерчи - общие понятия и
определения. Последствия бурь, ураганов, смерчей.
Меры, принимаемые по снижению ущерба
от последствий ураганов, бурь, смерчей. Заблаговременные предупредительные
мероприятия. Оперативные защитные мероприятия. Оповещение населения о
пути прохождения и времени подхода к различным районам бури, урагана,
смерча.
Рекомендации населению по действиям
при угрозе возникновения и во время ураганов, смерчей, бурь. Действия
населения при получении сигнала о приближающейся опасности. Действия во
время бурь, ураганов, смерчей.
Наводнения, характеристика
наводнений, их последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе
и во время наводнения. Меры по защите от наводнений. Лесные и торфяные
пожары, их причины, возможные последствия. Правила безопасного
поведения. Профилактика лесных и торфяных пожаров, меры
противопожарной безопасности при нахождении в лесу в пожароопасный
сезон.
Психологические основы выживания в
чрезвычайных ситуациях природного характера. Рекомендации по психологической
подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного
характера.
3. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
3.2. Основные мероприятия
гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное
время
Ознакомление с организацией защиты
сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия,
проводимые по защите сельскохозяйственных животных и растений при
стихийных бедствиях.
3.4. Практические занятия по
отработке навыков безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных
ситуациях, характерных для региона. Закрепление знаний по пройденным темам
программы. Подготовка к проведению Дня защиты детей по плану
общеобразовательного учреждения.
5. Первая медицинская
помощь
5.1. Первая медицинская помощь при
травмах
Характеристика различных видов
кровотечений и их причины. Способы остановки кровотечений (давящая повязка,
наложение жгута, прижатие артерии, сгибание конечности). Первая медицинская
помощь при переломах: транспортная иммобилизация,
десмургия.
Правила и способы транспортировки
пострадавших.
6. Основы здорового образа
жизни
6.2. Факторы, разрушающие здоровье.
Вредные привычки:
курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания.
Профилактика вредных привычек. Значение собственного мнения в профилактике
вредных привычек.
Влияние вредных привычек на здоровье, уклад жизни человека
и его работоспособность
6.3. Охрана репродуктивного здоровья
подростков. Факторы, формирующие репродуктивное здоровье. Знания о
взаимоотношениях полов, о физиологических процессах и изменениях в
организме в период полового созревания. Физические изменения, происходящие
с девочками и мальчиками в период полового созревания. Личная гигиена
девочек и мальчиков в период полового созревания.
8КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО
ВРЕМЕНИ
ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ
№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
6 |
1.4 |
Правила безопасного поведения в быту |
3 |
1.5 |
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях |
3 |
2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
14 |
2.2 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины, правила безопасного поведения |
11 |
2.3 |
Нарушение экологического равновесия в местах проживания |
3 |
3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
12 |
3.2 |
Основные мероприятия ГО по защите населения, проводимые в мирное время |
3 |
3.4 |
Практические занятия по отработке безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к участию в соревновании Школа безопасности |
8 |
Всего часов |
32 |
8КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Опасные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного
поведения
1.4. Правила безопасного поведения в
быту
Опасные вещества и средства бытовой
химии, применяемые в быту. Действие различных опасных веществ и препаратов
бытовой химии на организм человека. Меры профилактики и соблюдение правил
пользования препаратами бытовой химии. Оказание первой медицинской помощи
при отравлениях и ожогах препаратами бытовой химии.
1.5. Правила безопасного поведения в
криминогенных ситуациях
Правила профилактики и самозащиты от
нападения насильников и хулиганов. Правила поведения, уменьшающие риск встречи с насильниками и хулиганами. Внешние признаки
людей, способных совершать насильственные действия.
Самооценка поведения.
Психологические приемы самозащиты. Поведение при попытке изнасилования и
насильственных действий сексуального характера. Методы
защиты.
Как не стать преступником. Понятие
преступления и виды преступлений. Возраст, с которого наступает уголовная
ответственность. Особенности уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних.
2. Чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера
2.2. Чрезвычайные ситуации
техногенного характера, их причины, правила безопасного
поведения
Промышленные аварии, их
характеристики и возможные последствия. Общие понятия чрезвычайной ситуации
техногенного характера, понятия аварии и катастрофы. Классификация
чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести
последствий.
Пожары и взрывы, их характеристика,
возможные последствия.
Рекомендации населению по правилам
безопасного поведения при пожарах и при угрозе возникновения
взрывов.
Промышленные аварии с выбросом
опасного химического вещества. Химически опасные объекты производства,
возможные последствия при авариях на химически опасных
объектах.
Сильнодействующие ядовитые вещества
(СДЯВ), их характеристика и поражающие факторы.
Правила поведения населения при
авариях с выбросом опасного химического вещества.
Авария на радиационно опасном объекте,
возможные последствия. Основные виды радиационно опасных объектов.
Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения
людей и животных.
Понятие зоны радиоактивного
загрязнения. Зоны умеренного, сильного, опасного и чрезвычайно опасного
загрязнения.
Правила поведения населения при
радиоактивном загрязнении местности. Режим радиационной
защиты.
Гидродинамические аварии. Общие
понятия и определения. Их последствия и меры профилактики по снижению
ущерба.
Рекомендации населению при угрозе и
в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
2.3. Нарушение экологического
равновесия в местах проживания
Влияние деятельности человека на
окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и экологическая
безопасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая
катастрофа. Виды загрязнения биосферы.
Краткая характеристика состояния
окружающей среды в регионе и месте проживания.
Загрязнение атмосферы, вод, почв.
Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих
веществ.
Мероприятия по защите здоровья
человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Охрана
окружающей среды. Экологические требования при эксплуатации предприятий.
Экологический контроль. Уголовная ответственность за экологические
преступления.
3. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
3.2. Основные мероприятия
гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное
время
Средства индивидуальной защиты
органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их
использование.
Защитные сооружения гражданской
обороны, их предназначение и порядок использования.
Эвакуация населения. Организация и
проведение эвакуации! Обязанности и правила поведения людей при
эвакуации.
3.4. Практические
занятия
Практические занятия по отработке
навыков безопасного поведения обучаемых в опасных и чрезвычайных ситуациях,
характерных для ребенка. Закрепление знаний по пройденным темам программы.
Подготовка к участию в соревнованиях Школа безопасности.
9КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПО
РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ ПРОГРАММЫ ОБЖ
№ разделов и тем |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
1 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения |
3 |
1.4 |
Правила безопасного поведения в быту |
3 |
2 |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера |
1 |
2.3 |
Нарушение экологического равновесия в местах проживания |
1 |
3 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) |
10 |
3.3 |
Международное гуманитарное право по защите населения в вооруженных конфликтах |
2 |
3.4 |
Практические занятия по отработке безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, характерных для региона. Подготовка к участию в соревновании Школа безопасности |
8 |
4 |
Основы медицинских знаний |
2 |
4.1 |
Меры по профилактике травм в школьном возрасте |
- 1 |
4.2 |
Средства оказания первой медицинской помощи |
1 |
5 |
Первая медицинская помощь |
4 |
5.3 |
Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи |
4 |
6 |
Основы здорового образа жизни |
12 |
6.1 |
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни |
9 |
6.3 |
Охрана репродуктивного здоровья подростков |
3 |
Всего часов |
32 |
9КЛАСС
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Опасные ситуации,
возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного
поведения
1.4. Правила безопасного поведения в
быту
Правила безопасного использования
различных инструментов при выполнении хозяйственных работ
дома.
Соблюдение мер безопасности при
обработке древесины (строгание, пиление, сверление
отверстий).
Соблюдение мер безопасности при
обработке металлов (резка, сверление, клепка).
Соблюдение мер безопасности при
работе на приусадебном участке.
2. Чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера
2.3. Нарушение экологического
равновесия в местах проживания
Мероприятия, проводимые по защите
здоровья человека в местах нарушения экологического равновесия. Правила
безопасного поведения в экологически неблагоприятных
районах.
3. Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС)
3.3. Международное гуманитарное
право по защите населения в вооруженных конфликтах
Международное гуманитарное право по
защите населения. Право войны. Гаагские конвенции, Женевские конвенции.
Защита жертв вооруженных конфликтов: военнопленных, раненых, больных,
гражданского населения.
Категории лиц и объектов, которым
предоставляется международным правом особая защита (медицинской, духовный
персонал, гражданская оборона).
3.4. Практические
занятая
Практические занятия по отработке
навыков безопасного поведения обучаемых в опасных чрезвычайных ситуациях,
характерных для региона. Закрепление знаний по пройденным темам
программы. Подготовка к участию в соревнованиях Школа
безопасности.
4. Основы медицинских
знаний
4.1. Меры по профилактике травм в
школьном возрасте
Меры по профилактике травм в школе:
на занятиях в кабинете физики, на занятиях в кабинете химии и на
переменах.
Меры по профилактике травм на
занятиях физической культурой и спортом.
Меры безопасности при работе на
компьютере. Организация рабочего места. Режим труда и
отдыха.
4.2. Средства оказания первой
медицинской помощи Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и
лекарственные средства. Правила приема лекарственных средств.
Использование природных лекарственных средств.
5. Первая медицинская
помощь
5.3. Отработка практических навыков по
оказанию первой
медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи
при утоплении.
Оказание первой медицинской помощи
при тепловом и солнечном ударе.
Оказание первой медицинской помощи
при отморожении.
Правила проведения искусственной
вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
6. Основы здорового
образа жизни
6.1. Основные понятия о здоровье и
здоровом образе жизни
Здоровье человека, общие понятия и
определения. Способность человека приспосабливаться к окружающей среде и к своим
собственным возможностям, расширять свои возможности, увеличивать
длительность полноценной жизнедеятельности.
Здоровье индивидуальное и здоровье
общественное, факторы, влияющие на них. Взаимосвязь между индивидуальным и
общественным здоровьем.
Здоровье духовное и физическое -
составные части индивидуального здоровье. Факторы,
определяющие индивидуальное здоровье. Пути достижения высокого уровня
индивидуального здоровья.
Основные критерии здоровья, понятие
о резервах здоровья. Оценка общего состояния здоровья. Оценка своих
физических возможностей. Общие понятия о резервах физического и духовного
здоровья.
Здоровый образ жизни
индивидуальная система поддержания и укрепления здоровья. Общие понятия и
определения.
Особенности режима труда и отдыха в
подростковом возрасте. Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека,
влияние режима жизнедеятельности на здоровье человека. Особенности организации
режима учебы и отдыха подростков.
Биологические ритмы организма
человека и здоровье. Общие понятия о биологических ритмах и их влияние на
состояние человека в процессе жизнедеятельности. Учет влияния биологических
ритмов в процессе жизнедеятельности человека.
Двигательная активность и здоровье.
Биологические основы двигательной активности. Привычка к систематическому
занятию физической культурой - неотъемлемая часть индивидуальной
системы здорового образа жизни.
Закаливание и здоровье.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека.
Правила использования факторов окружающей среды для закаливания в
повседневной жизни. Система, обеспечивающая выполнение закаливающих
процедур в течение года с учетом климатических условий.
6.3. Охрана репродуктивного
здоровья
Взаимоотношение полов. Ранние
половые связи. Контрацепция. Нежелательная беременность. Аборт, его последствия.
Заболевания, передающиеся половым путем. СПИД и пути его
передачи.
Физиологические процессы,
происходящие во время оплодотворения. Особенности половой функции мужчин и
женщин. Поведение в период полового созревания.
Беременность и формирование плода.
Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Понятие о любви и
браке, о семье и ее правовых основах.
Источник:
Программно-методические
материалы
и
нормативные документы по курсу
Основы безопасности
Жизнедеятельности
Для
образовательных учреждений общего,
начального и среднего профессионального
образования.
Москва.
Издательство Русский журнал 2000
год.