УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА
ПО
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ
10-11 ИЛИ 11-12 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
Авторы:
А.В.
Прошкин - методист областного института
усовершенствования учителей по ОБЖ.
подполковник
В.В.Жуков - начальник отделения подготовки граждан к военной службе военного
комиссариата Орловской области.
С.А.Хворостянов - заместитель
начальника главного управления по делам Г0 и ЧС
(по подготовке и обучению) - начальник учебно-методического центра по Г0 и ЧС
области.
Данная программа
составлена на основе учебной программы ОБЖ, разработанной авторским коллективом
в составе А.Т.Смирнова, В.А.Васнева, Б.И.Мишина, и региональной программы ОБЖ,
ДП, утвержденной Постановлением главы администрации Орловской области № 275 от
8.05.96 г., и обсуждена на методическом совещании
главных специалистов муниципальных органов управления образованием, курирующих
ОБЖ, и руководителей методических объединений преподавателей - организаторов ОБЖ
районов Орловской области.
г.
Орел, 2000.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.
Примерная программа разработана в
полном соответствии с обязательным минимумом содержания курса ОБЖ в
образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является
логическим продолжением программы курса "Окружающий мир" для учащихся 1- 4
классов и курса ОБЖ для учащихся 5-9 классов.
В курсе ОБЖ для 10-11 классов или
11-12 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения
в ЧС природного, техногенного и социального характера.
В соответствии с
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе",
Постановлением Правительства Российской Федерации "О подготовке граждан к
военной службе", инструктивными письмами Министерства образования
Российской Федерации, Постановлением "СЗ" Главы администрации
Орловской области от 22,03.2000 г. в региональную программу курса ОБЖ для
учащихся 10-11 или 11-12 классов введен расширенный раздел "Основы военной
службы". Этот
раздел органично связан с другими разделами курса и направлен на подготовку к
службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, выполнение
конституционного долга, военно-патриотическое воспитание, привитие практических
навыков военной службы, прикладной физической
подготовке.
В целях закрепления теоретических
знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса
предусмотрено проведение практических занятий в форме общерайонных учебных сборов с юношами 10 или 11 классов на
базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами районов,
или на базе учебных учреждений в конце учебного года. Девушки могут привлекаться
к участию в учебных сборах в добровольном порядке. На проведение учебных
сборов выделяется 5 дней (36 часов учебного времени, которые тарифицируются
преподавателю-организатору ОБЖ в учебную нагрузку в 10 или 11
классах).
Структурно программа курса ОБЖ
состоит из 3 содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных
и чрезвычайных ситуациях, основы военной службы, основы медицинских знаний
и здорового образа жизни.
В программе реализованы требования
Федеральных Законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной
службе", " О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера".
Примерная программа курса ОБЖ
рассчитана на 142 учебных часа (из них 36 часов на учебные сборы и 4 часа
на День защиты детей) и реализуется в 10-11 или 11-12 классах
общеобразовательных учреждений. В случае необходимости учебная
нагрузка в 11 или 12 классах удваивается.
Предлагаемая учебная программа курса
ОБЖ предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и
девушками. Вместе с тем разделы "Основы военной службы" в 10 или 11,11 или
12 классах, подраздел "Учебные сборы" по окончании 10 или 11 классов
являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются
занятия по специальным программам:
"Гигиена и охрана здоровья девушек"
(журнал "Директор школы" № 8, 98г.) в 10 или 11 классах,
"Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни" (журнал "ОБЖ" № 7,
Программы направлены на формирование
нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение
вопросов, связанных с созданием семьи.
Преподавание ОБЖ в 10-11 или 11-12
классах проводит преподавтель-организатор ОБЖ. Занятия
с девушками программам могут проводить преподаватели-организаторы ОБЖ,
прошедшие курсовую подготовку в областном ИУУ по
разделу "Основы медицинских знаний и здоровому образу жизни", учителя
биологии, химии, имеющие медико-санитарную подготовку медсестер, или
специалисты, имеющие медицинское образование.
Освоение программы курса ОБЖ в 11
или 12 классах заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право
по выбору сдавать экзамен по ОБЖ. В аттестат о среднем (полном) общем
образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы
безопасности жизнедеятельности".
Настоящая программа является основой
для разработки рабочей программы курса ОБЖ в общеобразовательных
учреждениях.
10
или 11 класс, тематический план.
Содерж. линии |
Разделы, темы
программы |
Кол-во
часов | ||
теор |
прак | |||
I. |
Безопасность и защита
человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. |
11 |
9 | |
1. Опасные и чрезвычайные ситуации,
возникающие в повседневной жизни и правила безопасного
поведения. |
5 |
2 | ||
1.1 Правила поведения в
условиях вынужденной автономии в природных
условиях. |
1 |
1 | ||
1.2 Правила безопасного поведения в
ситуациях криминогенного характера, при проведении массовых
мероприятий. |
1 |
| ||
1.3 Уголовная
ответственность несовершеннолетних. |
1 |
| ||
Правила поведения в
условиях ЧС природного и техногенного характера. |
1 |
1 | ||
1.5,6. Единая
государственная система редупреждения и
ликвидации ЧС, ее структура и задачи. Законы и другие нормативно-правовые
акты Российской Федерации по обеспечению
безопасности. |
1 |
| ||
2.Гражданская оборона -
составная часть обороноспособности страны. |
6 |
7 | ||
2.1. ГО, основные понятия
и определения. Задачи ГО. |
1 |
| ||
2.2 Современное ядерное
оружие, его поражающие факторы. |
1 |
| ||
2.3. Химическое
оружие, аварийноопасные отравляющие вещества,
бактериологическое оружие, современные обычные средства
поражения. |
2 |
| ||
2.4. Оповещение и
информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и
мирного времени. |
|
1 | ||
2.5. Организация защиты населения от
поражающих факторов, ЧС мирного и военного
времени. |
|
1 | ||
2.6.Средства
индивидуальной защиты. |
|
2 | ||
2.7,8. Организация
проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Организация ГО в
образовательном учреждении. |
1 |
| ||
2.9. Приборы
дозиметрического и химического контроля. |
|
3 | ||
2.10. Контрольное занятие
по первому разделу. |
1 |
| ||
II. |
Основы военной
службы. |
21 |
55 | |
3. Вооруженные силы
Российской Федерации - защитники нашего
Отечества. |
10 |
| ||
3.1. История создания ВС
РФ, их предназначение на различных этапах
развития. |
2 |
| ||
3.2. Организационная
структура ВС РФ. Виды ВС, рода войск, история войск, предназначение,
современное вооружение. |
5 |
| ||
3.3. Другие вооруженные
формирования и силовые структуры. |
1 |
| ||
3.4.Концепция
национальной безопасности. |
1 |
| ||
3.5. Основные направления
реформ ВС РФ. |
1 |
| ||
4. Боевые традиции ВС
РФ. |
3 |
| ||
4.1. Патриотизм и
верность воинскому долгу основные
качества защитника Отечества. |
1 |
| ||
4.2. Войсковое
товарищество - славная традиция армии и флота. |
1 |
| ||
4.3. Дни воинской славы
России. |
1 |
| ||
5.Символы воинской
чести. |
3 |
| ||
5.1. Боевое знамя
воинской части - символ воинской чести, доблести и
славы. |
1 |
| ||
5.2. Ордена - почетные
награды за воинские отличия и заслуги в бою и воинской
службе. |
1 |
| ||
5.3. Ритуалы ВС
РФ. |
1 |
| ||
6.Воинская
обязанность. |
4 |
| ||
6.1. Основные понятия о
воинской обязанности. |
1 |
| ||
6.2.Организация воинского
учета и его предназначение. |
1 |
| ||
6.3. Подготовка граждан к
военной службе. |
1 |
| ||
6.4. Обязанности граждан
по медицинскому освидетельствованию при постановке на воинский
учет. |
1 |
| ||
7.Прикладная физическая
подготовка. |
|
10 | ||
7.1,2,3,4. Комплексы
вольных упражнений №1,2 (НФП-87) |
|
4 | ||
7.5,6,7. Силовые
упражнения |
|
3 | ||
7.8,9. Гранатометание или
кроссовая подготовка. |
|
2 | ||
7.10. Контрольное
занятие. |
|
1 | ||
8. Огневая
подготовка. |
1 |
9 | ||
8.1.Назначени и тактико-технические данные
АК-74. |
1 |
1 | ||
8.2. Назначение частей и
механизмов АК-74. |
|
1 | ||
8.3. Принцип работы
частей и механизмов. |
|
1 | ||
8.4. Неполная разборка и
сборка. |
|
1 | ||
8.5. Приемы и правила
стрельбы. |
|
1 | ||
8.6. Изготовка и правила
прицеливания. |
|
1 | ||
8.7. Меры безопасности
при стрельбе и обращение с оружием. |
|
1 | ||
8.8,9. Практические
стрельбы из пневматического или малокалиберного
оружия. |
|
2 | ||
10. Ручные осколочные
гранаты. |
|
1 | ||
9. Учебные
сборы. |
|
36 | ||
9.1. Основы подготовки
гражданина к военной службе.
|
|
1 | ||
Начальная военная подготовка в
войсках. | ||||
|
9.2. Размещение и быт
военнослужащих. |
|
3 | |
9.3. Суточный наряд.
Обязанности лиц суточного наряда. |
|
2 | ||
9.4. Организация
караульной службы. Обязанности часового. |
|
2 | ||
9.5. Строевая
подготовка. |
|
5 | ||
9.6. Огневая
подготовка. |
|
6 | ||
9.7. Тактическая
подготовка. |
|
4 | ||
9.8. Физическая подготова. |
|
5 | ||
9.9.
Контрольно-проверочное занятие по выполнению задач и
нормативов. |
|
7 | ||
9.10. Подведение итогов
учебных сборов. |
|
1 | ||
Примечание: учебные сборы организуются и
проводятся в соответствии с методической разработкой областного ИУУ. | ||||
III. |
Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни. |
8 |
| |
10. Основы медицинских знаний и профилактика
инфекционных заболеваний. |
2 |
| ||
10.1.Сохранение и укрепление здоровья - важная
часть подготовки юношей и девушек к трудовой деятельности и военной
службе. |
1 |
| ||
10.2. Основные инфекционные заболевания, их
классификация и профилактика. |
1 |
| ||
11. Основы здорового образа
жизни. |
6 |
| ||
11.1. ЗОЖ и его
составляющие. |
1 |
| ||
11.2. Биоритмы и работоспособность
человека. |
1 |
| ||
11.3.Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья
человека. |
1 |
| ||
11.4 Вредные привычки, их влияние на
здоровье. |
1 |
| ||
11.5. Профилактика вредных
привычек. |
1 |
| ||
11.6. Контрольное
занятие. |
1 |
| ||
IV. |
Итоговое занятие по курсу
ОБЖ. |
|
4 | |
|
12. День защиты детей. |
|
4 | |
Примечание: Итоговая оценка за 10 или 11 класс
выставляется с учетом итоговой оценки за учебные
сборы. | ||||
11
или 12 класс, тематическое планирование.
Содерж. линии |
Разделы, темы
программы |
Кол-во
часов | |
теор |
прак | ||
I. |
Основы военной
службы. |
20 |
9 |
1.Особенности военной
службы. |
11 |
2 | |
1.1. Правовые основы
военной службы, конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об
обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной
службе" |
2 |
| |
1. 2. Общевоинские уставы
ВС РФ - закон воинской жизни. |
4 |
| |
1.3. Военная присяга -
клятва воина на верность Родине - России. |
1 |
| |
1.4. Прохождение воинской
службы по призыву. |
1 |
2 | |
1.5. Прохождение воинской
службы по контракту. |
1 |
| |
1.6.Права и
ответственность военнослужащих. |
2 |
| |
2. Военнослужащий -
защитник своего Отечества. Честь и достоинство ВС
РФ. |
6 |
| |
2.1. Военнослужащий
патриот, несущий звание защитника Отечества. |
1 |
| |
2.2. Военнослужащий -
специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной
техникой. |
1 |
| |
2.3. Требования воинской
деятельности, предъявляемые к моральным,
индивидуально-психологическим и профессиональным качествам
гражданина. |
1 |
| |
2.4. Военнослужащий -
подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы РФ, выполняющий
требования воинских уставов, приказы командиров и
начальников. |
1 |
| |
2.5. Как стать офицером
ВС РФ, высшие военно-учебные заведения. |
1 |
| |
2.6. Международная
(миротворческая) деятельность ВС РФ. |
1 |
| |
3.Основы военного
дела. |
3 |
2 | |
3.1. Понятие о бое, виды
боя, обязанности солдата в бою. |
1 |
| |
3.2. Организация
мотострелкового отделения, его вооружение и боевые
возможности. |
1 |
1 | |
3.3. Понятие об опорном
пункте в обороне. Порядок ее выбора и
оборудования. |
1 |
| |
3.4.Способы передвижения
солдата в бою. |
|
1 | |
4.Строевая
подготовка. |
|
5 | |
4.1. Элементы строя.
Строевая стойка. Повороты на месте. |
|
1 | |
4.2. Строевой шаг.
Движение строевым шагом. |
|
2 | |
4.3. Повороты в
движении. |
|
1 | |
4.4. Выход из строя.
Постановка в строй. Подход к начальнику и отход от
него. |
|
1 | |
II. |
Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни. |
2 |
3 |
5.Основы здорового образа
жизни. |
1 |
| |
5.1. Болезни,
передаваемые половым путем. СПИД, его
профилактика. |
1 |
| |
6.Основы медицинских
знаний и правила оказания первой 1 3 |
1 |
3 | |
6.1. Первая медицинская
помощь при острой сердечной недостаточности и остановкке сердца. |
|
1 | |
6.2. Первая медицинская
помощь при ранениях. |
|
1 | |
6.3. Первая медицинская
помощь при травмах. |
|
1 | |
6.4. Итоговое
занятие. |
1 |
| |
III. |
Итоговое занятие по
курсу. |
|
4 |
|
7.День защиты
детей. |
|
4 |
|
Учебное время за счет
резерва. Примечание: Тематику
уроков смотреть в журнале ОБЖ № 7, 1999 года и в региональной программе
курса ОБЖ, ДП, приложении к Постановлению Главы администрации
Орловской области № 275 от 8 мая |
|
|